Наташа Шленская
Консультация для родителей «Играем — развиваем»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
г. Усолье-Сибирское, Иркутской области
«Играем – развиваем»
Воспитатель: Шленская Н. В.
2023 год
Публикация «Консультация для родителей „Играем — развиваем“» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Для подготовки детей к обучению в школе необходимо развивать мелкую моторику, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Регулярные упражнения по тренировке пальцев рук (мелкой моторики) не только стимулируют развитие речи, но и являются мощным средством повышения работоспособности мозга, поскольку возможность познания окружающих предметов у детей во многом связана с развитием движений рук.
Для развития мышц кисти и мелкой моторики руки полезно:
• Разминать пальцами пластилин, глину;
• Запускать пальцами мелкие волчки;
• Катать каждым пальцем мелкие округлые предметы (бусинки, камешки);
• Барабанить по столу пальцами рук (как на пианино, барабане);
• Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
• Завинчивать и раскручивать крышки на бутылках, пузырьках;
• Заводить механические игрушки;
• Заплетать косички, завязывать узелки, бантики;
• Складывать спички по одной в коробку;
• Вертеть одним пальцем диск телефона;
• Разглаживать одним пальцем смятую бумагу;
• Вращать по столу колечко от пирамидки, браслет и т. п.
• Рисовать пальцем в воздухе;
• Сматывать нитки в клубок, катушку;
• Нанизывать пуговицы и бусинки на нитку или леску;
• Играть с прищепками (ими можно немного зажимать подушечки пальцев с целью массажа);
• Помогать перебирать крупы;
• Пересыпать маленькой ложкой сахар или крупу из одной чашки в другую.
• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки.
• Шнуровать ботинки, играть со специальными играми-шнуровками;
• Угадывать предметы на ощупь (игра «Чудесный мешочек»);
• Соединять скрепки в цепочки;
• Делать из тонкой проволоки спираль или кольцо, наматывая на катушку, на собственный палец;
• Играть с различными видами конструкторов;
• Сжимать резиновые игрушки;
• Делать пальчиковую гимнастику;
• Мастерить поделки в технике оригами;
• Складывать мозаику;
• Выкладывать узоры из семян, косточек растений, спичек, счетных палочек, толстых ниток, шнура, мелких пуговиц, камешков и т. п. ;
• Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, как будто пальцы – чьи-то ножки, медленно и быстро;
• Разрывать лист пальцами по нарисованным линиям;
• Делать «рваные» аппликации;
• Рисовать пальцами по бумаге, по стеклу, по рассыпанной манной крупе или соли, по мокрому песку;
• Складывать пазлы, разрезные картинки, кубики;
• Рисовать по трафарету, работать с раскрасками, штриховать.