Светлана Ефимова
Консультация для родителей и воспитателей «Держи равновесие, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Держи равновесие, малыш!
Делая каждое утро зарядку, мы можем укрепить мышцы рук и ног. А реально ли натренировать свой вестибулярный аппарат?
Если ребёнка часто укачивает в машине или общественном транспорте, он плохо переносит катание на каруселях, это говорит о его слабом вестибулярном аппарате. Вестибулярный аппарат является органом равновесия, от его состояния зависит способность сохранять устойчивое положение тела в покое и в движении. Окончательное его развитие завершается к 10-12 годам, поэтому его очень полезно тренировать в детском возрасте. И тогда ваш ребёнок в дальнейшем сможет стать превосходным акробатом, гимнастом, канатоходцем в цирке, фигуристом, летчиком или космонавтом.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Держи равновесие, малыш!“» размещена в разделах
Для развития у ребёнка способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения.
Особенно ярко возможности вестибулярного аппарата проявляются в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и увеличением площади опоры.
Многократное выполнение таких движений способствует развитию у ребёнка не только физических навыков – координации, ориентировки в пространстве, сосредоточенности, внимания. Такие упражнения стимулируют волевые усилия, воспитывают самообладание, смелость.
Кинетозом (болезнью движения) страдают до 70% людей в возрасте от 2 до 60 лет. Вы или ваш малыш в этой группе? Тренируйте вестибулярный аппарат!
Упражнения и игры для детей 3-4 лет
«Остановись!» Предложите ребёнку быстро походить по комнате. Затем по вашему сигналу (например, хлопок в ладоши, удар в бубен, свисток) малыш должен сразу остановиться. Повторите игру еще раз. Только теперь ребёнок должен замереть по сигналу во время движения – во время быстрого бега или энергичных подскоков.
«Через болото» На площадке из «кирпичиков» (плоских фанерок или картонных квадратов размером 20х20 см) выложите 2-3 дорожки длиной 3 метра. Расстояние между «кирпичиками» 10-15 см. предложите ребёнку пройти по дорожкам, вставая только на квадраты.
«Цыпленок» Подвесьте шнур на высоте 25 см. Пригласите кроху-цыпленка выйти поиграть: несколько раз перешагнуть через шнур; затем положите шнур на землю или на пол – пускай он походит по шнуру, удерживая равновесие.
«Не упади!» Задача ребёнка – выполнить следующие упражнения (руки при движении свободно балансируют)
1. Стоя на месте. Подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие;
2. Стоя на месте, постоять на одной ноге;
3. Медленно покружиться на месте в одну сторону, остановиться и покружиться в другую сторону;
4. Походить по доске шириной 20 см.
«Шире шагай!» На площадке, на улице, в 2-3 ряда нарисуйте мелом круги диаметром 60 см (в 20-ти сантиметрах друг от друга, в каждом ряду – 5-6 кругов. Предложите ребёнку прошагать из круга в круг, не наступая на меловые линии.
Упражнения и игры для детей 4-5 лет
«По кругу» Ребёнок идёт или бежит по кругу в одну сторону. По вашему сигналу он должен быстро повернуться и побежать в противоположную сторону.
«Бабочка, лягушка, цапля» Ребёнок ходит по комнате. По сигналу «бабочка» он останавливается и поднимает руки в стороны. Затем продолжает ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливается и приседает, обхватив колени руками. После ходьбы по сигналу «цапля» останавливается и встаёт на одну ногу, вторая нога согнута и поднята коленом вперед (или в сторону, руки на поясе.
«Донеси – не урони!» На землю или на пол положите шнур длиной 2-3 м. Предложите ребёнку пройти по шнуру, положенному прямо (по кругу, зигзагообразно, удерживая на голове мешочек с песком (вес 400 г., размер 12х18 см, не придерживая его руками.
«Весёлые снежинки» Предложите ребёнку покружиться в одну и другую сторону. Сначала руки можно поставить на пояс, а потом раскинуть в стороны.
«Трудный переход» Гуляя с ребёнком на улице. Предложите ему пройти импровизированную полосу препятствий:
1. Поскакать по пенёчкам (снежным бугоркам, расположенным на разной высоте – от 20-30 см, расстояние между ними – 10 см;
2. Пройти по гимнастической скамейке на детской площадке, ставя ногу с носка, руки в стороны;
3. Пройти по скамейке боком (правым и левым) приставными шагами;
4. Пройти по скамейке, перешагивая через положенные на ней кубики;
5. Пройти вверх и вниз по доске (шириной 15-20 см, положенной наклонно.
Упражнения и игры для детей 5-6 лет
«Не урони!» Ребёнок стоит на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Положите на неё мешочек с песком. Задача для малыша : стараться устоять, не теряя равновесия.
«Совушка» Предложите ребёнку побегать. По вашему сигналу «ночь» он должен остановиться в предложенной вами позе, например:
1. На одной ноге, вторая прямая поднята вперед, в сторону или назад;
2. На одном колене;
3. На носках;
4. Поставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).
«Жмурки с колокольчиком» Завяжите ребёнку глаза – он будет водить. Возьмите колокольчик, ходите по комнате и звоните, но не постоянно, а время от времени. Малыш пытается вас догнать.
«Дружная пара» Встаньте в пару с ребёнком, взявшись за руки. Покружитесь 5 секунд в одну сторону, остановитесь и покружитесь 5 секунд в другую сторону.
«Юный циркач» Предложите ребё нку выполнить следующие задания на гимнастической скамейке на детской площадке или в спортивном зале:
1. Пройти на носках. Хорошо вытянувшись, руки за головой, смотреть прямо на конец скамейки;
2. Пройти по скамейке, выполнив после 2-3 шагов и перед концом скамейки повороты на 360 градусов;
3. Стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу;
4. Стоять на скамейке поочерёдно на правой и левой ноге;
5. Ходить по скамейке боком приставными шагами;
6. Ходить по скамейке, перешагивая куб высотой 20 см;
7. Ходить по скамейке с мешочком на голове, руки в стороны или за спиной;
8. Ходить по скамейке, с наклонами, раскладывая или собирая кубики.
«Бегом по горке» На детской площадке предложите вашему малышу подниматься и сбегать по наклонной доске, бревну, земляной или снежной горке.
Упражнения и игры для детей 6-7 лет
«На одной ноге» Варианты заданий для дошколё нка:
1. Стоя на одной ноге, закрыв глаза;
2. Прыгать на одной ноге вперед, удерживая на колене другой (согнутой) ноги мешочек с песком;
3. После бега, прыжков, кружения сделать «ласточку».
«Бег в мешке» Ребёнок влезает в мешок и, придерживая его руками, проходит или пробегает 5-6 м.
«Пройди по линии» На асфальте или земле проведите прямую линию длиной 10 м. Предложите ребёнку выполнить задания, стараясь как можно меньше отклоняться от начерченной прямой:
1. Походить по линии спиной вперед;
2. После двух поворотов на 360 градусов пройти по линии с закрытыми глазами.
«Не урони шарик» Задача: пронести шарик в ложке 6-8 м. Правила: можно идти или бежать; если уронил, поднять, вернуться к месту падения и оттуда снова двигаться; шарик нельзя придерживать рукой.
«Выше ноги» Предложите ребёнку походить, перешагивая через палки, положенные на стулья.
«Накорми кролика» На большом листе нарисуйте большого кролика, повесьте на стену. Рот у кролика открыт (круг диаметром 10 см). Дайте малышу морковь, отведите на 4-5 шагов от кролика, предложите покружиться 2-3 раза, затем подойти и накормить кролика. Попадая морковкой в рот.
«Без помощи рук» В ходе этого задания малыш тренирует следующие навыки: встаёт и садится без помощи рук. Удерживая на голове мешочек с песком.
«Присядка» Ребёнок садиться на носок одной ноги, другую вытягивает вперед. Сделав маленький подскок, меняет ноги местами. Руки при этом вытянуты вперед или скрещены на груди. Правила: вначале прыгать в произвольном темпе, затем ритмично под счет.
«Смелые гимнасты» Эти задания выполняются на гимнастической скамейке:
1. Идти по скамейке. переступить палку или веревку; перепрыгнуть через веревку высотой 20 см;
2. Идти по скамейке, на середине присесть, повернуться кругом. Встать, идти дальше;
3. Идти по скамейке, на каждый шаг высоко поднимать прямую ногу вперед и делать под ней хлопок;
4. Стоя на скамейке, прыгнуть вверх и мягко приземлиться на скамейку;
5. Прыгать на двух ногах с продвижением вперед;
6. Сидя на скамейке поперек с опорой рук сзади, приподнимать и опускать вытянутые вперед ноги;
7. Сидя. Не спеша поворачиваться на 360 градусов направо и налево.
«На бревне» На детской площадке всегда есть горизонтальные и наклонные бревна (ширина стесанной поверхности около 15 см, высота 40 см). Пусть ребёнок походит по нему прямо и боком, с разными положениями рук (в стороны, на поясе, вверх, за головой).
«Петрушка» Ребёнок из положения сидя на корточках высоко подпрыгивает, расставив широко ноги и руки в стороны, затем приземляется, снова присаживаясь на корточки.
«Больная птица» Малыш стоит на одной ноге. вторую сгибает в колене, крепко берется за щиколотку и прыгает вперед сколько может.
«Ура физкультуре!» Вестибулярный аппарат также хорошо тренируют:
1. Гимнастические элементы (кувырки, перевороты);
2. Вращения: круговые движения головой. Повороты на месте кругом (корпусом и переступая с ноги на ногу);
3. Подъё мы: по лестнице, по веревочной лестнице, по канату;
4. Прыжки: в длину, в высоту, через скакалку, на батуте, на одной ноге, спрыгивание вниз с высоты;
5. Бег с препятствиями;
6. Катание на качелях.
Для развития вестибулярного аппарата также полезны занятия футболом, волейболом и баскетболом.