МААМ-картинки

Консультация для родителей «И страхи тоже ступеньки детства»

Елена Степанькова
Консультация для родителей «И страхи тоже ступеньки детства»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей.

Тема: Страхи тоже ступеньки детства.

Цель: знакомство родителей с причинами и особенностями возникновения страхов у детей дошкольного возраста и некоторыми приемами борьбы сос страхами.

Публикация «Консультация для родителей „И страхи тоже ступеньки детства“» размещена в разделах

Ход консультации : Тема нашей встречи «Страхи тоже ступеньки детства». Разговор пойдёт о том, как предупредить появлене страхов у ребёнка, как говорится, предупрежден, значит вооружён.

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возростному этапу свойственны свои страхи.

• Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

• В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3-х лет.

• В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т. д.).

• 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

• В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

• От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ», боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

• В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей, он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

• Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.

• В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т. е. быть неуспешным.

• В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Виды детских страхов

• 1. ТЕМНОТА

Страшнее всего то, чего мы не можем увидеть. Темнота - верная спутница чудовища, живущего в шкафу или под кроватью. Темноты боятся все - мальчишки, девчонки и даже некоторые взрослые. Объяснять, что “там” никого нет, бесполезно. Так что лучше посидеть рядом, пока малыш не уснет. Монстры и привидения почему-то боятся мамы и папы.

• 2. ОДИНОЧЕСТВО

• А вдруг мы пойдем гулять, и я потеряюсь? А вдруг мама застрянет в лифте и не сможет прийти домой? А вдруг?. Ребенку трех-четырех лет становится страшно, когда он один остается в квартире всего на пять минут. Улица и общественные места таят для него массу опасностей. И пусть вокруг толпа - все равно он почувствует себя покинутым, если родители “куда-то денутся”. Держите его крепче за ручку, вы так нужны ему!

• 3. БАРМАЛЕЙ

• А также Кощей Бессмертный, Баба-Яга и более современные “чудища” вроде “злых инопланетян”. Они приходят ночью во снах, прячутся в темном углу, готовые в любой момент “съесть” или “украсть”. Что тут посоветовать? Избегать всего страшного в книжках и фильмах невозможно. Мир, к сожалению, полон не только добрых и красивых людей. “Борьба” с Бармалеем - своеобразная подготовка к столкновению с неприятными сторонами жизни. Главное, чтобы малыш знал: вы его всегда защитите.

• 4. ТЕСНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

• Нет ничего ужаснее, чем запереть дверь ванной или туалета и не суметь ее открыть. Это до рождения, у мамы в животе, было тесно, но уютно и спокойно. Появившись на свет и достигнув трех-четырех лет, ребенок начинает бояться маленьких тесных помещений. В основном это относится к девочкам. К мальчишкам такой страх приходит позже - около пяти-шести лет. С этим ощущением бороться трудно, даже многие взрослые в разной степени страдают клаустрофобией, но с вашей помощью малыш может преодолеть все. Не ленитесь обсуждать с ним его переживания.

• 5. УКОЛЫ

• А вам разве нравится, когда в беззащитное мягкое тело вонзается острая игла, да еще и отвратительно пахнет лекарствами? Может быть, вы смогли себя убедить в том, что ничего страшного тут нет, но у вас было достаточно времени. А малышу это пока не удалось. Каждый укол вызывает у него панический ужас. Объясните ребенку: это необходимо, хотя и больно. Пусть чувствует себя героем.

• 6. ВОДА

• Пожар или гроза, в общем - стихия. Большая, неуправляемая, чуждая. Это рациональный и даже полезный страх, но иногда он становится избыточным. Не забывайте снова и снова объяснять ребенку, что вода, если научиться плавать, становится другом, огонь покоряется тому, кто осторожно с ним обращается. Ну а гроза - красивейшее зрелище! Совсем не обязательно стоять под единственным деревом, когда сверкает молния.

• 7. ШКОЛА

• Кто его так запугал? Ребенка просто может страшить неизвестность, перемена в жизни. Старайтесь почаще говорить о школе в положительном ключе. Не делиться с малышом воспоминаниями о злой “химозе” или “физичке”.

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Однако бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта, изменение стиля воспитания. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.

И сейчас мы предлагаем вам поработать с собственными страхами и убедиться в том, что то, чего вы так боитесь, в действительности не представляет никакой опасности.

1. «Рисование страхов»

Участники получают листы бумаги, цветные карандаши. Инструкция:

- Нарисуй свой страх / нарисуй то, чего ты боишься / нарисуй, что тебе снится строшное.

(Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке). По окончании рисования предложить порвать и выбросить свой страх или смять в комочек и выбросить в мусорное ведро, сложить из рисунка кораблик и пустить его по воде, чтобы он уплыл.

2. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»

Участникам раздаются листы с контурным изображением 2-х домиков (черный и красный). Затем предлагается расселить в домики страхи из озвученного ведущим списком. «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные».

После выполнения задания участникам предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его, а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов: каждый подсчитывает страхи в черном доме. Совокупные ответы объединяются в несколько групп по видам страхов.

Ты боишься:

Когда остаешься один;

Нападения;

Заболеть, заразиться;

Умереть;

Того, что умрут твои родители;

Каких-то детей;

Каких-то людей;

Мамы или папы;

Того, что они тебя накажут;

Б. Яги, Кощея, Бармалея, Змея горыныча, чудовища;

Перед тем как заснуть;

Страшных снов;

Темноты;

Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

Бури, урагана,грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

Когда очень высоко (страхи высоты);

Когда очень лубоко (страх глубины);

В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

Воды;

Огня;

Пожара;

Войны;

Больших улиц, площадей;

Врачей (кроме зубных);

Крови (когда идет кровь);

Уколов;

Боли (когда больно);

Неожиданнных резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

Опоздать в детский сад (школу).

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

• Медицинские страхи (боль, уколы, врачи, болезни);

Страхи, связанные с причинением физического ущерба (транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии);

Страх смерти (своей);

• Боязнь животных;

Страхи сказочных персонажей;

Страх темноты и кошмарных снов;

• Социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества);

Пространственные страхи (высоты, глубины, замкнутых пространств).

Большое количество разнообразных страхов – показатель невротического сотояния.

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро «перерастает» свои страхи.

Спасибо за внимание!

Ответственные: педагоги-психологи Степанькова Е. Ю., Леонтьева Д. О.

Список литературы

1. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать своего ребенка [Текст] : / А. И. Баркан. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2000 – С. 1110-120

2. Шапиро, Е. И. Если у ребенка страхи… [Текст] : / Е. И. Шапиро. – СПб. : ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2011 – 80с.

3. Шишова, Т. Л. Страхи – это серьезно [Текст] : / Т. Л. Шишова. – М. : Искатель, 1997 –94С.

4. Родительские собрания в детском саду : Младшая группа [Текст] / Авт. - сост. С. В. Чиркова. - М. : ВАКО, 2012- 240с.

Публикации по теме:

Консультация «Как победить детские страхи?» Страх- врожденная эмоция человека, которая проявляется еще в младенчестве. Почему возникают страхи? Причины: • Конфликтная обстановка в.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «И страхи тоже ступеньки детства»
Опубликовано: 13 января 2014 в 20:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «И страхи тоже ступеньки детства»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Степанькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД