оксана шишкова
Консультация для родителей по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей группы раннего возраста :
«Советы родителям по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. «Малыш играет в кубики, куличики, мяч…» — говорим мы, видя ребёнка за занятием. Однако играть в полном значении этого слова дети начинают к трём годам. В раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Задача педагогов предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований.
Публикация «Консультация для родителей по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Дети 1,5–3 лет обладают достаточным уровнем развития моторики и координации движений, чтобы совершать самостоятельные исследования. Часто родители принимают за шалости то, что для малыша было процессом получения новых знаний.
Поломал машинку — изучил, из каких частей она состоит.
Разлил воду на стол — наблюдал за текучестью жидкости.
Лизнул мыло — проверял вкус ароматного вещества.
Стучал молоточком по игрушке и разбил в итоге — извлекал звук или исследовал прочность предмета.
Развёл в песочнице грязь — экспериментировал с водой и песком.
Воспитатель первой младшей (ранее — ясельной) группы максимально использует исследовательские способности детей. Образовательный процесс выстраивается по принципу «Ребёнок добывает знания». Адаптируясь к условиям пребывания в детском саду, малыши первое время самостоятельно находят себе занятия. Они рассматривают групповое помещение. Изучают внешность друг друга и запоминают лица. Но эффект новизны окружающей обстановки угасает, и воспитатель становится постоянным генератором исследовательских ситуаций.
Виды познавательно-исследовательской деятельности
Действия младших дошкольников по поиску информации бывают стихийными или организованными. Стихийно, т. е. спонтанно, исследование начинается, когда ребёнка вдруг что-то заинтересовало. У него появилось желание изучить объект. Дети 1–3 лет стихийно исследуют предметы в игровом уголке, природные материалы и насекомых во время прогулки. Воспитателю необходимо подмечать моменты заинтересованности у подопечных: стимулировать дальнейшее исследование или провести полноценное занятие на эту тему в ближайшие дни. Занятия по познавательно-исследовательской деятельности, опыты на прогулке или досуге, экспериментирование в научном уголке — это совместная деятельность воспитателя и детей, заранее спрогнозированная и подготовленная.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста бывает двух видов :
1. Поисково-познавательная деятельность — это совместная работа руководителя и ребят по решению проблемных вопросов. Реализуется в беседах («Почему запрещено пить воду из лужи?», «Почему распускается бутон?», «Когда сосулька растает?», наблюдениях (за предметами, природными явлениями, миром растений и животных).
2. Познавательно-практическая деятельность — получение информации практическим путём через опыты и эксперименты. В условиях ДОУ дети экспериментируют под контролем педагога (в целях безопасности и для достижения полезного результата).
Таблица: примерных занятий
Тема занятия Вариант создания мотивации к дальнейшему исследованию
«Ледяная гирлянда» : исследование способности воды переходить из жидкой формы в твёрдую. Включение в игровую ситуацию.
В детский сад приходит Снегурочка (воспитатель или нянечка в костюме). Она поздравляет ребят с наступающим Новым годом. Снегурочка встревожена, беспокоится, что праздничный утренник сорвётся — ёлочка на территории садика не наряжена, Дед Мороз может не заметить её и пройти мимо. Сказочная гостья предлагает детям украсить ёлку ледяными бусами.
«Тонет — не тонет» : исследование способности воды выталкивать предметы меньшей плотности. Создание сюрпризного момента.
Начинается занятие, за дверью слышится плач, заходит девочка в слезах. Воспитатель спрашивает, что случилось. Девочка рассказывает, что гуляла на берегу реки, уронила в воду мяч и боится, что он утонет. Воспитатель предлагает детям провести опыт (при помощи тазиков с водой и резиновых мячей) и доказать Тане, что мяч в реке не утонет.
«Из чего состоит почва?» : исследование состава почвы. Сюрпризный момент — новый инструмент.
Дети садятся за столики, на которых расставлены тарелочки с грунтом. Сообщается тема занятия. Неожиданно почтальон доставляет посылку на адрес группы. Дети вскрывают коробку — в ней лежат увеличительные стёкла (по количеству детей). Воспитатель рассказывает о функциях лупы и подводит детей к мысли о том, что именно этот инструмент нужен сегодня для изучения состава почвы.