Юлия Каленик
Консультация для родителей «Готовимся к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Как подготовить ребенка к тому, что в садике он будет оставаться без мамы?
Такую подготовку нужно начинать примерно после полутора лет. Начиная с этого возраста, малыши уже не испытывают сильного страха при разлуке с мамой, способны более спокойно "подпустить" к себе малознакомого взрослого человека. Конечно, это не означает, что ровно в полтора года ваше чадо вдруг станет совершенно независимым от вас и начнет с радостью встречать любого гостя.
Публикация «Консультация для родителей „Готовимся к детскому саду“» размещена в разделах
Если и после трех лет ребенок остается крайне пугливым, ни на шаг не отходит от мамы, нужно всерьез задуматься: правильно ли вы выстраиваете свои отношения с малышом, не поддерживаете ли в нем эту тревожность? Как правило, в полтора - два года дети начинают обретать некоторую независимость от мамы. Третий год жизни - это период, когда ребенку уже не очень полезно проводить время только с родителями.
Начинать лучше издалека. Попробуйте сходить с ребенком в гости - конечно, не на шумную вечеринку! Не требуйте от него, чтобы он немедленно поразил всех своей общительностью и прекрасными манерами. Предупредите родственников и друзей, чтобы они не форсировали события, не стремились с порога "подружиться" с малышом. Всякий раз, когда ребенок встречается с незнакомым взрослым, давайте ему возможность присмотреться к этому человеку. Пусть малыш сидит у вас на коленях или даже прячется за вашу спину. Возможно, убедившись в том, что незнакомый человек не представляет опасности (ведь вы-то его не боитесь, через некоторое время он сам подойдет к нему, чтобы познакомиться. Не исключено, что для этого понадобится не одна, а несколько встреч. Важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно устанавливать дистанцию и темпы ее сокращения.
Постепенно малыш будет узнавать, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы с папой и бабушки с дедушкой. Последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним взрослым имеет огромное значение для благополучной адаптации его и в детском саду, и в школе, и в обществе в целом!
Ребенок спокойно общается со взрослыми, но очень застенчив в обществе других детей. Как научить его не бояться?
Между прочим, это совершенно естественная картина: сначала малыш привыкает спокойно, без тревог и страхов, общаться со взрослыми и лишь потом осваивает науку общения с детьми. Причем сначала в сферу его интереса попадают старшие дети, потом (хотя и не обязательно) те, кто его помладше, и только в последнюю очередь ребенок начинает играть с ровесниками. Так что, если ребенок, не достигший трехлетнего возраста, просто не обращает внимания на сверстников, предпочитая играть с вами, это еще не говорит о его застенчивости: человечки такого же роста, как он сам, ему пока попросту не интересны.
Если же он реагирует на других детей не равнодушием, а именно страхом - нужно разобраться, почему так происходит. Может быть, его действительно кто-то напугал? Постарайтесь выяснить это у самого малыша или у тех взрослых, с которыми он остается, когда вас нет рядом. Не вызвана ли тревожность ребенка вашим стилем общения с ним? Понятно, что когда к малышу относятся слишком строго, подавляют его активность, не разрешают ему ни бегать, ни шуметь, то его могут напугать дети, которые ведут себя более раскованно. Если дома ребенка часто ругают, критикуют, упрекают и ограничивают, он становится чрезвычайно неуверенным в себе и потому пугливым. Так что, прежде всего, поищите причину его робости в своих собственных установках.
Причина негативной реакции ребенка на шумные компании сверстников может крыться и в особенностях его нервной деятельности. Если ваш малыш родился на свет интровертом, то он действительно будет малообщительным, будет быстро уставать от шума, беготни, большого количества людей вокруг. А экстраверты, наоборот, не выносят одиночества и чувствуют себя хорошо только в компании. Интроверсия и экстраверсия - врожденные установки, которые, как и темперамент, нельзя изменить. Но это не означает, что ребенок-интроверт совершенно не способен к общению.
Просто этого общения не должно быть слишком много, и ребенок должен иметь возможность сам прекращать его тогда, когда чувствует себя "насытившимся". Гуляя с ребенком на детской площадке, ни в коем случае не настаивайте на том, чтобы он немедленно влился в бодрый детский коллектив. Пусть играет один в сторонке, но время от времени вы можете обращать его внимание на то, чем заняты другие дети. Можно предложить ему вместе подойти к общей песочнице и просто посмотреть, во что там играют. Еще лучше - собрать вокруг себя двух-трех карапузов и затеять с ними какую-нибудь игру, только не слишком шумную. Не заставляйте непременно участвовать в ней и своего малыша, дождитесь, пока он сам к вам присоединится.
Возможно, на протяжении долгих месяцев ваш малыш-интроверт на детской площадке будет лишь сторонним наблюдателем. Уважайте его особенности и не форсируйте события. Рано или поздно он начнет играть с другими детьми. А когда подрастет, вряд ли он станет "душой компании", но зато всегда будет самым верным и надежным другом тем, кого он впустит в свое личное пространство.
"Я все умею делать сам!" Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?
Ребенок, который отправляется в детский сад, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из двадцати подопечных! Лучше научить двухлетнего малыша дома всему необходимому.
Надо сказать, что два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.
Как научить ребенка одеваться?
Если ваш ребенок сейчас в возрасте двух - трех лет, примите во внимание приведенные ниже советы.
Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он всегда одевался только сам. Но и, когда он по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!
Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.
Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему маленькие "уроки" : самому продеть руки в рукава, одернуть не до конца надетое платьице и т. д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.
Можно повесить на стенку в детской плакат с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат вы изготовите вместе с малышом : найдете в старых журналах подходящие картинки (заодно кроха потренируется в запоминании названий разных вещей, вырежете и наклеите их на лист ватмана.
Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это куклы с их кукольными одежками. А кроме того, очень полезны разного рода "развивающие пособия " - игры-шнуровки и все, что нужно застегивать и расстегивать (тканевые панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Все это гораздо интереснее мастерить своими руками. Малыш таким игрушкам будет несказанно рад, одеваться научится быстрее, а заодно и мелкую моторику разовьет.
А что же делать, если бурный возраст "Я сам!" уже остался позади и вам приходится каждое утро полностью одевать трехлетнего, а то и четырехлетнего "ленивца"?
Что ж, остается наверстывать упущенное. Если ребенок и в самом деле до сих пор не умеет одеваться - учите: показывайте, как отличить изнаночную сторону одежки от лицевой, переднюю от задней, как лучше держать вещи, чтобы удобнее было их надевать и т. д.
В три-четыре года дети так или иначе уже умеют одеваться. Но могут отказываться делать это самостоятельно. Скорее всего, причина кроется в том, что им не позволяли одеваться самостоятельно, когда им этого очень хотелось. Теперь вам придется проявить гораздо большую настойчивость и потратить значительно больше времени на то, чтобы ребенок все-таки начал одеваться сам. Лучше всего придерживаться политики "мягкой непреклонности" : не ругать и не стыдить ребенка, признавать его успехи, помогать ему в действительно сложных случаях, но ни в коем случае не делать за него его "работу".
Между прочим, многие маленькие упрямцы (особенно мальчики) очень реагируют на "слабо"! Часто бывает достаточно сказать: "Да уж, конечно, тебе с этой футболкой не справиться - дело - то сложное, взрослое!" - и пожалуйста, он уже стоит у дверей, полностью одетый и застегнутый на все пуговицы. Но только имейте в виду: этот метод можно использовать только в том случае, когда ребенок уже хорошо умеет одеваться, но не хочет этого делать. И не забудьте очень удивиться тому, как ловко, быстро и аккуратно малыш сумел одеться!
Не стоит упускать из виду и еще одну возможную причину отказа от самостоятельного одевания. Быть может, ребенку просто очень не нравится его одежда? Она может быть неудобной для него. Посмотрите внимательно, легко ли ребенку надеть те вещи, которые вы ему предлагаете, нет ли грубых швов на изнаночной стороне, этикеток, натирающих кожу, тугих резинок и колючих воротников. Некоторые дети отличаются повышенной чувствительностью: свитер, который, на ваш взгляд, нарядный и очень тепленький, для них действительно может быть невыносимо колючим - и это вовсе не каприз! Наконец, даже у малышей часто бывают свои, вполне определенные вкусы и пристрастия в одежде - любимый цвет, фасон и так далее. Не стоит этим пренебрегать - напротив, лучше поддерживать и развивать в ребенке вкус. Конечно, целиком полагаться лишь на его мнение вряд ли возможно. В любом случае нужно искать компромиссы и, насколько это удается, учитывать мнение ребенка при выборе одежды.
Как научить ребенка убирать свои игрушки?
Конечно, в садике всему этому учат, и привычку к аккуратности дети усваивают как раз именно там. Воспитательницу принято слушать, да и пресловутое "влияние коллектива" делает свое дело. Но если в домашней жизни малышу ни разу даже не намекали на то, что вещи можно и нужно держать в порядке, требование воспитателя убирать за собой может вызвать у ребенка протест.
В идеале у ребенка должна быть отдельная комната, в которой он и устраивает все так, как ему нужно - хаос так хаос, - и пространство для творчества не ограничено ничем, кроме соображений безопасности. Скажем, повсюду на обоях рисовать нельзя, но в определенном месте на стене всегда висит большой лист ватмана - специально для упражнений в настенной росписи. Игрушки, рассыпанные по всей комнате, хотя бы к вечеру должны быть убраны, но под столом устроен "домик", и там маленький хозяин может убирать только то, что считает нужным.
В детском саду, скорее всего, не будет компромиссов. Детей много, игрушек мало, у воспитателей - свои представления о том, что правильно, а что нет. К тому же они просто живые люди, и работать в условиях хаоса, учиненного двадцатью "творцами", обычно не соглашаются. Наконец, три-четыре года - это тот возраст, когда ребенку уже и в самом деле пора переходить к "упорядочиванию"; в противном случае он вырастет не столько художественно одаренной личностью, сколько банальным неряхой.
Так что вопрос об уборке, так или иначе, возникает. И если вы не хотите дожидаться того времени, когда вашего крошку "отдрессируют" в садике, начинайте. играть. Да, именно играть, а не приказывать, требовать или уговаривать. Играть можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы. Можно играть в сбор ягод (грибов, цветов и т. д., подбирая с малышом рассыпанную по полу мелочевку. Можно соревноваться - кто быстрее уберет свою часть игрушек. Можно придумать еще сотню способов превратить уборку в удовольствие. Главное, чтобы вы всегда вели себя последовательно. Нельзя приучать малыша к уборке время от времени: "Вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама, а завтра вообще оставим все, как есть". Если уж вы решили вырабатывать полезную привычку, не отказывайтесь от своего намерения.
Ребенок, конечно, будет играть, но постепенно привыкнет к правилу: перед сном (или перед обедом, перед прогулкой) игрушки отправляются на полки, в ящики и прочие свои "домики".
Как пойти в садик и не заболеть?
Примерно четверть детишек реагирует на помещение в детский сад "скрытым сопротивлением". Попросту - начинают часто болеть. И самое распространенное объяснение, которое состоит в том, что дети "подхватывают" простуду друг от друга - лишь одна из причин.
Но, прежде всего, малыши начинают болеть просто потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Наконец, очень часто именно перед походом в садик дети получают полный "комплект" прививок, что тоже негативно отражается на состоянии защитных сил организма. И даже сам по себе обязательный обход всех врачей перед зачислением в детский сад в поликлинике, может привести к тому, что малыш подхватит в коридорах этого "учреждения" простуду.
Так что, помимо психологической и "бытовой" подготовки, вам обязательно нужно позаботиться об укреплении здоровья малыша, которого вы отправили в садик. Как правило, детишек впервые отправляют в детский сад в сентябре. И в этом есть сразу несколько плюсов. Летом почти все дети набираются здоровья. Ваш малыш проводил много времени на свежем воздухе, а может быть, купался в теплом море. Воздух, солнце, вода, физическая активность и витамины - все это, несомненно, укрепило его организм, повысило запас прочности перед предстоящим испытанием адаптацией. Если вы заранее решили закалять ребенка, то у вас была возможность начинать это важное дело именно в начале лета, а не в ноябре. Так что в интересах здоровья ребенка старайтесь планировать начало "садиковой" жизни именно на конец августа-сентябрь.