Писаренко Галина Семеновна
Консультация для родителей «Гиперактивность как фактор риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей и педагогов
«Гиперактивность как фактор риска»
В медицине проявление повышенной активности у детей называется гиперактивностью, или гиперкинезом. Существуют и другие термины, которые также определяют повышенную, неконтролируемую двигательную активность человека. Активность «неконтролируемая», ибо, когда ребенок серьезно поражен этим недугом, он неспособен к длительной концентрации внимания, не в состоянии спокойно сидеть на стуле, его, как бы изнутри распирают какие-то силы. Такое состояние часто связано с нарушением центральной нервной системы, но иногда возникает в результате эмоциональных стрессов и переутомления. Изучению проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последнее десятилетие придается особое значение.
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивность как фактор риска“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут быть распределены по четырем основным группам симптомов:
- нарушения внимания,
- признаки импульсивности и гиперактивности,
- симптомы статико-моторной недостаточности,
- социальная дезадаптация.
Отставание биологического созревания центральной нервной системы у детей с СДВГ и как следствие – высших мозговых функций (преимущественно регуляторного компонента) не позволяет ребенку адаптироваться к новым условиям существования и нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития ребенка и успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента его интеллекта. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями, но и случаи задержки психического развития у данной категории детей не являются редкостью. Интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков.
Гиперактивный ребенок может довести до отчаяния родителей, если они не понимают, что это заболевание. Родители должны знать, с какими проблемами сталкивается гиперактивный ребенок и какие трудности он испытывает.
Во-первых, у него могут накапливаться и усиливаться проблемы психологического характера, а в основном из-за отношения к нему сверстников. Энергия ребенка, его нервозный характер раздражает не только взрослых, но и окружающих его детей. Моментально и непредсказуемо он может переходить от смеха к слезам, вызывая у сверстников подозрение о том, что он какой-то не такой, очень странный. Как реакция на негативное отношение окружающих у ребенка может возникнуть ощущение собственной неполноценности.
Во-вторых, слишком активный ребенок часто сталкивается с серьезными проблемами в годы обучения в школе. Ребенку трудно, а подчас невозможно спокойно усидеть на месте и выполнять требования, предъявленные взрослым. Промежуток времени, в течении которого он может фиксировать на чем-то свое внимание, минимален.
Существуют и другие трудности при обучении гиперактивных детей в детском саду и школе – проблема визуального восприятия.
- Речь, внимание, память. У ребенка может быть абсолютно нормальное зрение, но он неспособен правильно воспринимать смысл символов в печатном материале. Поэтому ему трудно научиться читать и писать. Память у детей с СДВГ может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются проблемы «в хорошо усвоенном» материале. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут до конца довести начатое дело.
- Повышенная двигательная активность. Основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельно, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно, в несдержанных словах, поступках и действиях (например выкрикивание с места во время занятий, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности, в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов.
-Проблемы социальной адаптации. Для детей с СДВГ типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. У ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. У детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Эти дети импульсивно реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.
Главное терпение. Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро – и макроокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае даже по выздоровлении патология характера остается, а может и усилиться. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие, проявляют повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха, они часто подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач.
Спокойная обстановка, поддержка взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влиянии на таких детей.
Как помочь ребенку
Незнание, что у ребенка есть функциональные отклонении в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом, в дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе. Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным, последовательным и достаточно продолжительным.
Родителям, педагогам и психологам в воспитании детей с гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться следующим правилами, предложенных доктором Д. Реншоу
1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.
2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном.
3. Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлажденном состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.
4. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
5. Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.
6. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
7. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
8. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
10. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером для ребенка.
11. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку. А при достижении даже малейших успехов - не забудьте похвалить.
11. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали ранее. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
12. Используйте наказания в редких случаях.
13. Не унижайте ребенка, наказывая его.
14. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитета других значимых для него взрослых людей.
15. Помогите ребенку найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
16. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати».
17. Определите ребенку круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей необходимо держать под постоянным контролем.
Игры для гиперактивных детей
1. «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котенок, домик, передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает ребенку картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться местами.
2. «Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки 0 нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы. Как вас зовут?», «Что вы любите делать?» «Чего не любите делать?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течении 2-3 дней постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть – и не будут никого обижать.
3. «Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или двигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста». Если ведущий хлопнет в ладоши 2 раза играющие должны принять позу «лягушки», на хлопок 3 раза – играющие возобновляют ходьбу.
Литература
1. Волина В. «Как стать хорошим – СПб, Дидактика плюс, 2011г.
2. «Возможности практической психологии в образовании» под ред. Пилипенко Н. В. - М., 2001г.
3. Заваденко Н. Н. «Факторы формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей» - Мир психологии, №1 2000г.
4. Шевченко Ю. С. «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» - М., Вита пресс, 1997г.
5. Джеймс Ч. Добсон «Родителям и молодоженам» - М., Центр общечеловеческих ценностей, 1992г