МААМ-картинки

Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Оксана Быкова
Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовом процессе, в рисовании, конструировании.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

К началу школьного обучения у детей с общим недоразвитием речи формируются такие знания о пространстве: как форма (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал); величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам);протяжённость (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно); положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).

Овладение указанными знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и использовать словесные обозначения в экспрессивной речи, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно - кинестетическим, зрительного и слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.

Как заниматься с ребенком?

Задание № 1

Цель: выявить понимание схемы собственного тела; пространственных отношений в группе реальных предметов, изображенных на картинке и предметно - игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. Проба Хэда:

- Подними правую руку.

- Подними левую руку.

- Прикоснись левой рукой к правому уху, дальше аналогично.

2. Усвоение ориентировок слева — справа.

Стихотворение В. Берестова.

Стоял человек на развилке дорог.

Где право, где лево «понять» он не мог,

Но вдруг ученик в голове почесал,

Той самой рукой, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

3. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой правой стороны).

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаём.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

4. Уточнение пространственных взаимоотношений.

- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного ;

- определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя -от меня.»);

- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.

5. Игра «Части тела».

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

6. «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Задание №2

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.

1. «Соколиный глаз.» - соревнование для опытных стрелков.

На листе бумаги нарисован лук со стрелами и яблоко. Нужно провести ровную прямую линию от лука до яблока не прерываясь и не отрывая руки от листа.

2. «Соревнование - стрельба по тарелочкам.»

На листе бумаги нарисован лук со стрелами и множество тарелок в разных направлениях. Нужно провести ровные прямые линии от лука до тарелочек не отрывая руки от листа.

3. «Попади карандашом в кружки» (А. Э. Симановский).

На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.

Движение строго определено.

1-вариант: впервой строчке направление движения слева - направо, во второй строчке справа - налево.

П-вариант: в первом столбике направление движения сверху - вниз, во втором столбике снизу - вверх и т. д.

Задание №3

Цель: выявить понимание правого и левого направления в пространстве.

1. «Мышиные бега» (О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова)

На листе бумаги контуры мышек, бегущих влево и вправо. Требуется раскрасить их в разные цвета.

2. «Полёт ласточек.» (О. И. Крушельницкая, АН. Третьякова) Упражнение аналогичное «Мышиным бегам», но усложнено большим количеством и расположением ласточек.

Задание №4

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.

1. «Машина едет по дороге» (А. Л. Ветер).

На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.

Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.

2.«Опытный водитель» (О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова)

3. «И снова за руль.» (О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова) Второе и третье задания аналогичны первому «Машина едет по дороге.»

4. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;

5. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;

6. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо

а) различить стороны листа; б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;

в) обвести контур рисунка;

г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.

7, Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.

Задание № 5

Цель: Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.

1. Методика «Грибок». (О. И. Крушелицкой, А. Н. Третьяковой) Методика представляет собой задание на дорисовывание картинки, изображающей грибок.

Перед ребёнком лежит лист бумаги с недорисованным грибом и карандаш. Логопед просит дорисовать рисунок.

2. Методика "Домик" (Н. И. Гуткиной).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Задание № 6

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с

рисованием; умение точно выполнять требование ведущего (взрослого);

графические навыки.

1. Графический диктант. (О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова) Задание выполняется на листе в клетку. Ребёнок должен вести линию из точки так, как ему диктует ведущий. Например: 6 клеток вправо, 2клетки вниз и т. д. В заключении дети сравнивают свой рисунок с образцом.

2. Графический диктант «Вычерти орнамент» Д. Б. Эльконипа - А. Л. Венгера.

Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

3. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

Задание № 7

Цель: выявить понимание пространственных отношений «вверх-вниз»,

«сверху-снизу».

Л Ориентировка на листе бумаги:

Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако, в нижнем правом углу -домик (ёлочку, по середине листа - бабочку (дождик).

Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.

2, Ориентировка в пространстве:

Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).

3. Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.

Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.

Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа: - Куда спрятался котенок? Откудавыскочил.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 9 января 2023 в 18:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование пространственного мышления у детей с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Быкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД