юлия кудряшова
Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности и ранней профориентации в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Неотъемлемой составляющей социализации современного ребенка
являетсяформирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников.
Это обусловлено значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным
ситуациям, правильной ориентации его в происходящих экономических
явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника
к реальной действительности; дает начало экономического мышления;
Публикация «Консультация для родителей „Формирование основ финансовой грамотности и ранней профориентации в ДОУ и семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной
жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас,
связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей
современных профессий.
Финансовая грамотность дошкольников - чрезвычайно важная проблема
настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового
уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста соприкасается с
такими понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому
вопросы финансовой грамотности стали актуальными уже применительно к
дошкольному возрасту.
Дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла
– детства, закладываемые способности управления финансами являются не
чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его
будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения
дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой
грамотности. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью
понимается воспитаниеу ребенка бережливости, деловитости и рационального
поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной
оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также
формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире,
которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком,
принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам
труда, закладывания основ финансовой грамотности у детей дошкольного
возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного
бытового труда, а также складываются первичные представления о труде
взрослых, его роли вобществе и жизни каждого человека.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире
профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их
всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО.
Главная цель ранней профориентации детей - это развить
эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать
возможность проявить свои силы и возможности в различных видах
деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых,
формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду
взрослых разных профессий;во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец,
способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к
конкретной профессии.
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает
подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в
самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной
деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В
детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка,
так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и
подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное
формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать,
анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть
осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и
самостоятельную деятельность детей, которая проходит через
познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход
способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации
представлений и успешной социализации каждого ребёнка через систему
выбора детьми краткосрочных образовательных практик. Мир профессий
в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система,
поэтому и профориентационная работа, сегодня, должна проводиться в новом
формате, с подключением социальных партнеров: предприятий города, центра
занятости, школ, социальных институтов, родителей и других.
Для формирования финансовой осведомленности важную роль играют
сюжетно-ролевые игры. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка
дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за
игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у
детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям,
воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной
точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в
общественной жизни в различных социальных ролях. Это основной вид
деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о
профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой
деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми
осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр
и выполнение роли в ней, подчинение правилам
поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений,
согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, -
все это способствует формированию у детей нравственных качеств,дружеских
взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной
деятельности человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы, профориентация и
ребенок-дошкольник, лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от
друга. Как показывает жизненный опыт, дети с раннего возраста начинают
включаться в финансово-экономические отношения. Играя, дети не только
знакомятся с различными профессиональными действиями и постигают
смысл труда, но и моделируют реальные жизненные ситуации, учатся
выстраивать финансовые отношения. Грамотно организованная игра
скрывает в себе огромный воспитательный потенциал, наполненный таким
этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие.