Александра Кривошеина
Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков»
Формировании культурно-гигиенических навыком в младшей группе.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Цель: - формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Консультация для родителей „Формирование культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
- учить самостоятельно, умываться;
- пользоваться туалетом;
- воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде; формировать умения и навыки опрятности;
- активизировать речь детей, обогащать словарь, используя слова, обозначающие выполняемые действия;
- воспитывать поведения в коллективе; скромность, вежливость, сдержанность.
Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур – это способствует постепенному формированию навыков и культуры поведения.
Умывание
Мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, руки
2. Закатать рукава;
4. Взять мыло, намыливать.
5. Смыть мыло;
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
Прием пищи
1. Правильное пользование ложками, салфеткой;
2. Не крошить хлеб;
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;
4. Не разговаривать с полным ртом;
5. Благодарить;
Одевание
Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Снять обувь
2. Снять колготки,
3. Снять платье (брюки);
4. Аккуратно повесить;
Последовательность одевания раздевания, замечать, что неправильно одето, аккуратность в одевании (заправлять)
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены.
Обучение некоторым навыкам, например культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).
Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Мы обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший в игре ребенок. «Посмотрите, дети,— говорит педагог,— Ваня не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы быстро уберете игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать.
Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.
Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Обращаем их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычкам
Формирование кгн качеств происходит в совместной деятельности детей и взрослых режимных моментах, самостоятельной деятельности. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Формирование кгн осуществляется в разных формах
Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры с использованием художественного слова. Игровыми приемами мы закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни: «кукла заболела», «Накорми куклу обедом» и т. п. Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение ими различных игровых действий, создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»,
«Будем умываться», — говорим в начале года и показываем все: и как закатывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки : мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше.
Постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету. Только тогда, когда учитывается постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуация
В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
Ожидаемые конечные результаты:
Дети от 1, 5 до 3-х лет должны:
- С помощью взрослого приводить себя в порядок.
- Пользоваться индивидуальными предметами
(носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .
- Держать ложку в правой руке.
- По порядку одеваться и раздеваться.
- При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь
(расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .
- Аккуратно складывать снятую одежду.