Людмила Мережко
Консультация для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фонематический слух - основа правильной речи»
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.
Публикация «Консультация для родителей „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», «коза-коса»…
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются детьми с нарушениями письма и чтения.
Тренировать фонематический слух просто необходимо, особенно детям с речевыми проблемами! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать. Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.
Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.
Предлагаю Вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха.
1. Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук.
Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А» : О-У-А-И-Э…
Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
2. Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности.
Попросите ребё нка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы; И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы;
3. Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: собака, колбаса, нос.
Попросите ребёнка назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.
4. Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку (картинку, например, слон.
Попросите ребёнка определить, с какого звука начинается это слово.
5. Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Взрослый показывает игрушку (картинку, например, кот.
Попросите ребёнка определить, какой звук в конце слова, назвать последний звук в слове».
6. Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук.
Предложите ребёнку придумать имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей или слово - сок, сумка, слон, салат…
7. Подумай и ответь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком:
найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К. (кукла, кубики, карандаши, книга);
подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина);
придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
8. Собери слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
9. Разбери слово.
Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза.
Предложите ребё нку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А,
машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Уважаемые родители!
Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.
Удачи Вам и Вашим детям!
И пусть фонематический слух будет в порядке.