Чухнина Галина
Консультация для родителей «Дыхание и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЫХАНИЕ И РЕЧЬ.
Дыхание - основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.
Человек дышит рефлекторно, без дыхания нет жизни. Но, с другой стороны,
Публикация «Консультация для родителей „Дыхание и речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
дыхание процесс управляемый, когда количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха позволяют извлекать необходимые звуки, участвуя в потоке человеческой речи. Такое дыхание называется речевым (звуковым) дыханием.
Различают три основных типа дыхания :
1) грудной (верхнереберный)
2) брюшной (диафрагмальный)
3) грудобрюшной (диафрагмально-реберный)
Грудобрюшное дыхание – наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физического развития.
Большинству детей с нарушениями речи, а также ослабленным, часто болеющим детям, для развития грудобрюшного дыхания требуется помощь в виде специальных дыхательных упражнений, которые активизируют диафрагму и увеличивают ее роль в процессе дыхания.
Одним из основных направлений в коррекционной работе над звукопроизношением можно считать выработку направленной воздушной струи, которая является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование.
Таким образом, дошкольникам с нарушениями речи прежде всего необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания, вырабатывать плавную длительную направленную воздушную струю, так как все это является важнейшими составляющими работы по коррекции речевых нарушений. Эту работу необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой.
Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания.
Для развития грудобрюшного типа дыхания необходимо развивать ощущение движения органов, ответственных за этот тип дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота.
«Кораблик»
Ребенок находится в положении лежа. Для контроля работы диафрагмы положите ему на живот легкую игрушку (кораблик, рыбку). Необходимо обратить внимание ребенка на технику дыхания : на вдохе живот надувается, а при выдохе – втягивается.
«Посмотри, как поднимается кораблик «на волне», когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох. Дыши спокойно и плавно»
Это упражнение можно сопровождать стихотворением:
Волна с корабликом играет,
Поднимает – опускает.
Некоторым детям нужны дополнительные тактильные ощущения, для того, чтобы правильно выполнить упражнение. В этом случае ребенок кладет свою руку на живот, сверху рука взрослого. Таким образом усиливается кинестетическая чувствительность.
«Надувайся пузырь»
Ребенок находится в положении стоя, для контроля работы диафрагмы кладет руку на живот, дышит спокойно, плавно. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что на вдохе живот надувается, на выдохе – втягивается («сдувается»)
Упражнение сопровождается словами:
Надувайся, пузырь, надувайся большой.
Бах! Лопнул!
Затем это упражнение выполняется в положении сидя. Некоторые дети, меняя положение тела, переходят к верхнереберному дыханию, в таком случае им необходимо усилить тактильные ощущения движения брюшной стенки, положив на живот руку.
ВАЖНО! Внимание ребенка при выполнении этих упражнений должно быть сосредоточено не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы.
Игры и упражнения для формирования и закрепления плавного длительного направленного выдоха
Дыхательные игры очень полезны для детей с нарушениями звукопроизношения, они способствуют отработке правильного выдоха через рот. Необходимо следить, чтобы ребенок делал вдох через нос с последующим плавным выдохом через рот, не надувая при этом щеки. Если ребенок надувает щеки, то необходимо аккуратно придерживать щеки во время выполнения им упражнения. Усилие должно быть ровно таким. Чтобы щеки малыша не раздувались и воздушная струя проходила по центру.
Для дыхательных игр и упражнений необходимо следующее оборудование:
- шарики из различных материалов диаметром от 1 до 3-3,5 см;
- деревянный или пластиковый лоток для прокатывания шариков воздушной струей (можно заменить деревянными палочками, линейками, брусочками и т. п., ограничивающими желобок на столе);
- ворота для игры «Футбол» (можно склеить из кратона или сложить из конструктора);
- различные небольшие игрушки. Это могут быть машинки, паровозики, колесики, фигурки зверей или предметы, которые ребёнок может продвигать выдуваемой воздушной струей;
- катушки от ниток;
- круглые счетные палочки или карандаши. Можно дуть одновременно на 2-3 палочки, положив их друг за другом;
-комочки ваты («снежки»);
- трубочки для коктейля;
- дудочки;
-свистки;
- «воздушный хоботок», который разворачивается и гудит, когда в него дуют;
- различные надувные игрушки для плавания. Помните, что у современных резиновых надувных игрушках есть предохранительный клапан, который препятствует сдуванию. Чтобы использовать такую игрушку для дыхательных упражнений, необходимо проткнуть предварительно клапан, например, ножницами;
- легкие перышки для рукоделия;
- «летающие предметы» на ниточке. Это могут быть снежинки, бабочки, самолетики, облачка, полосочки дождя, птички, листочки из бумаги;
- ветрячки (вертушки). Их можно изготовить самим или купить готовые;
- аэробол;
-мыльные пузыри.
Примеры игр и упражнений для развития речевого дыхания.
«Веселые пузыри»
Цель: научить ребенка плавно, спокойно и длительно выдувать воздух, не надувая щек.
Необходимо наполовину наполнить стакан водой (лучше питьевой, т. к. дети в процессе выполнения упражнения могут втянуть воду в рот, опустить трубочку для коктейля в воду и выдувать через нее воздух, создавая множество пузырей.
«Чей самолет улетит дальше?»
Цель: закрепление грудобрюшного дыхания, формирование плавного, длительного выдоха.
Ребенок держит самолетик из бумаги на ниточке так, чтобы тот находился на уровне рта, делает спокойный вдох и плавный выход на самолетик. Если ребенок дует плавно, то самолетик «летит» какое-то время.
«Гонки»
Цель: отработка сильного плавного выдоха.
В эту игру лучше играть вдвоем или втроем, для создания духа соревнования.
На стол ставятся машинки на уровне рта ребенка, ребёнок сидит на стуле (лучше офисном, он позволяет регулировать высоту сидения).
По сигналу делаем вдох и плавный сильный выдох на машинку. Чтобы машинки катились прямо, можно ограничить «дорогу» брусочками или конструктором.
Чья машинка окажется дальше, тот побеждает.
Конечно, для каждого ребенка необходимо создать ситуацию успеха.
«Футбол»
Цель: выработать и закрепить плавный длительный направленный выдох.
Игроки сидят друг напротив друга. Между ними стоят ворота, в которые воздушной струей необходимо забить гол футбольным мячом (ватные шарики, небольшие шарики из пенопласта, синтепона и т. д.)
В эту игру можно играть одному.
Можно использовать трубочку для коктейля, «дуя» на шарик, под контролем взрослого.
«Рыбки»/ «Кораблик»
Цель: выработка и закрепление плавного длительного направленного выдоха.
В плоскую емкость наливается вода, наполняющая емкость на 1/3-1/2 объема водой. В «пруд» или «озеро» запускаются «рыбки»/ «кораблики» из легких, нетонущих материалов (пенопласт, дерево). Ребенок делает плавный длительный направленный выдох на рыбку и она начинает «плавать». Можно использовать трубочку для коктейля под строгим контролем взрослого.
Любые игры с детьми, включая «дыхательные» - это фантазия и творчество родителей и самого ребенка. Игра для ребенка дошкольного возраста – это жизненная необходимость, способствующая правильному и гармоничному развитию.
Проявите фантазию и с пользой проводите время со своим малышом!