Тимофеева Татьяна Владимировна
Консультация для родителей «Для чего нужны запреты?»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАПРЕТЫ?
Запрещать – занятие не из приятных. Но ребёнку совершенно необходимо запрещать некоторые вещи с той целью, чтобы со временем он научился запрещать их себе сам.
Возможно, на первый взгляд кажется, что запреты и ограничивают нашу свободу. Однако, если мы в чём-то всё же свободны, то лишь благодаря тому, что мы знаем те правила, по которым можно жить в этом мире. Мы бы понятия не имели о том, что такое «тепло», если бы не знали, что такое «горячо» или «холодно». Мы бы не представляли, что такое «приятно» или «хорошо», если бы нам не было известно, что такое «больно» и «плохо». Познать что-то мы можем лишь в сравнении. Через «нельзя» мы получаем представление о том, что можно. Твёрдо усвоив, что такое «нельзя», мы можем быть спокойны, совершая любые поступки. Вот почему многие «табу», которые мы ставим перед ребёнком, служат ему своеобразной страховкой. И, опираясь на запреты, он может безбоязненно двигаться вперёд, зная, что всё делает верно.
Публикация «Консультация для родителей „Для чего нужны запреты?“» размещена в разделах
Что-то запрещая, а что-то разрешая, мы выстраиваем для ребёнка картину мира. И мы должны не просто выдвигать те или иные запреты как ультиматумы, а пояснять их доступным ребёнку языком. А ему будет гораздо проще доверять нам, если он чувствует, что мы уверены в своих словах и в себе. Чётко давая понять ребёнку, что нам известны все «да» и «нет», мы передаём ему чувство уверенности в том, что и он станет таким же, как мы – умным и самостоятельным.
Дети воспринимают слова более буквально, чем взрослые. Он обжигался пять раз, прежде чем поверил, что обогреватель и правда лучше не трогать. Он набил десять шишек и только тогда запомнил, как нужно слезать с дивана : не головой, а ногами вниз. Маленький ребёнок вполне может решить, что если он не захочет вечером отправляться в кровать, то ночь и не наступит. Детские капризы, с помощью которых ребёнок пытается манипулировать нами, - это не желание сломать запрет, а всего лишь стремление проверить его на прочность. И всем будет лучше, если запрет выдержит!
Иногда родителям кажется, что ребёнок просто «выходит на тропу войны», намеренно делая то, что, он знает, делать нельзя. Здесь нужно быть внимательными к себе: вы ошибаетесь, если думаете, что малыш пытается разозлить вас. Нет, он просто проверяет, насколько вы серьёзны и уверены в принятом решении.
Как вы думаете, легко ребёнку ежеминутно помнить о том, что «можно» и что «нельзя»?. Постарайтесь максимально облегчить ему эту работу. Имейте в виду: дети крайне чувствительны к нашим интонациям и мимике, и даже самые маленькие из них зачастую оказываются гораздо проницательнее нас, взрослых.
Поэтому помните, что запрет не может звучать как просьба, содержать оттенок уговора, а тем более произноситься с улыбкой. С детьми недопустимы речевые формулы вроде: «Зайка моя, спички – не игрушка, правда ведь?» или «Сделай одолжение, не надо…» или «Ты что, мне назло это делаешь?» и т. п.
Запрет не должен противоречить другим запретам. Следите за тем, чтобы не подталкивать ребёнка к нарушению запрета в суете или по недоразумению. Например, вы не разрешаете ему прикасаться к своему мобильному телефону, а потом, когда он расплачется в людном месте, успокаиваете его именно тем, что суёте ему телефон, приговаривая: «ну-ка давай посмотрим, какие у нас тут игрушки…» Когда же вы вновь одёрнете его, он растеряется и не будет знать, как вам после этого доверять.
И, конечно, запрет не должен противоречить здравому смыслу. Никогда не говорите что-либо вроде: «Нельзя кричать» или «Никогда не прикасайся к моим вещам» или «Оставь меня в покое». Соблюдать такие правила невозможно, а требовать их соблюдения – глупо. Помните, что вы в ответе за каждый запрет, соблюдения которого вы требуете, и чем запретов больше и чем они глупее, тем меньшей силой он обладают.