Получи документы

Консультация для родителей «Детские страхи в дошкольном возрасте»

Асеева Татьяна
Консультация для родителей «Детские страхи в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Страх являясь одной из фундаментальной эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Появление страха у детей дошкольного возраста разнообразны. Большое количество страхов у детей данного возраста связано, прежде всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Автор указывает на то, что Боулби отмечает, что причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Темочки:

А. И. Захаров отмечает, что страхи детей можно разделить на возрастные и невротические. Захаров А. И. также выделил возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста : для мальчиков трех лет – 7, для девочек трех лет – 9 страхов являются возрастной нормой. В возрасте четырех лет у детей картина меняется – для мальчиков – 9, а для девочек – 7 страхов становится нормой. В возрасте от 3 до 5 лет дети боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства, также боятся уколов, укусов, боли, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков. Для пятилетних мальчиков – 8 страхов является возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек – 11. Для шестилетних и семилетних мальчиков, которые еще не пошли в школу, индекс страхов составляет 9, а для семилетних девочек-дошкольниц норма страхов имеет максимальное значение – 12. Типичными страхами детей 5 – 7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, огня, пожара, заболеть и страх наказания. Если, по мнению автора, количество страхов ребенка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии напряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка.

Возрастные страхи – страхи, возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития; с возрастом могут самопроизвольно исчезать. Невротические страхи – страхи, отличающиеся большой эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительностью или постоянством течения; они оказывают неблагоприятной влияние на формирование характера и личности, болезненное заострение, взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями. Захаров А. И. также отмечает факторы, участвующие в возникновении страхов у детей дошкольного возраста :

• наличие страхов у родителей, главным образом у матери;

• тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

• излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

• большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

• отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

• конфликтные отношения между родителями;

• психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

• психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, почва для появления страхов может быть подготовлена, и как пишет Е. Е. Алексеева, остается лишь появиться угрожающему стимулу, который спровоцирует неадекватное проявление ребенка. Еще отмечает автор, страхам подвержены те дети, которым не свойственны проявления агрессивности, которые не умеют давать сдачи в ответ на выпады обидчика. Далее автор отмечает, что специфика работы с ребенком дошкольного возраста имеет особенности : взрослый, который разговаривает с ребенком по поводу страхов (лучше, если это будет близкий ребенку взрослый, но не родитель, поскольку ряд вопросов связан с взаимоотношениями ребенка и родителей, не должен делать никаких интонационных и смысловых акцентов. Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным, эмоционально не окрашенным голосом, поскольку главное в проведении диагностики страхов – это полное принятие проблем, в данном случае страхов ребенка.

Анализируя научно-практическую работу профессора А. И. Захарова, Е. Е. Алексеева, предлагает использовать для диагностики страхов опросник «Страхи у детей», куда вошли вопросы, отражающие наиболее характерные страхи у детей. Диагностика не предполагает опроса детей по предложенному списку страхов, более того, спрашивать ребенка лучше всего в игре, когда вопросы задаются как бы, между прочим.

Опросник «Страхи у детей»

Ребенка спрашивают: «Ты боишься или не боишься?»

1 – когда остаешься один;

2 – нападения, бандитов;

3 – заболеть, заразиться;

4 – умереть;

5 – того, что умрут твои родители;

6 – каких-то людей;

7 – маму, папу;

8 – что тебя накажет мама, папа;

9 – Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ;

10 – опоздать в детский сад;

11 – когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);

12 – страшных снов (если да, то каких конкретно);

13 – темноты, когда темно;

14 – животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;

15 – машин, поездов, самолетов;

16 – бури, урагана, наводнения, землетрясения;

17 – когда высоко;

18 – когда глубоко;

19 – в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;

20 – воды;

21 – огня;

22 – пожара;

23 – войны;

24 – больших улиц, площадей;

25 – кроме зубных, ты других врачей боишься или нет;

26 – крови, когда идет кровь;

27 – уколов;

28 – боли, когда больно;

29 – неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадет;

30 – сделать что-либо плохо;

31 – не успеть куда-то или что-то сделать.

Так,как игра в дошкольном возрасте,это ведущая, основная деятельность, дает ребенку прекрасную возможность овладеть своим страхом. и ее аналоги типа рисования и фантазирования В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. В игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага (внешнего или внутреннего). Играя, легко изобразить образ самого страха, и тогда из "повелителя" ребенка он постепенно превратится в его слугу (или как минимум партнера). В игре этот страх можно изменить, добавив в образ ярких, теплых красок или комических деталей. Можно даже сделать свой страх совсем маленьким и пожалеть его.

Словом, в работе с данной проблемой игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать даже не специальные психокоррекционные игры, а народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики. Вы сами убедитесь в этом, проанализировав следующие несколько игр.

Пятнашки

Это старинная игра, дошедшая и до наших дней. Возможно, потому, что помимо радости она приносит ощутимую пользу детям, проводя, можно сказать, профилактику боязни нападения, уколов и физических наказаний.

Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.

Жмурки

Как вы, наверное, догадываетесь, эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы

Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего - найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом: все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.

Прятки

Коррекционная ценность этой народной игры такая же, как и предыдущей. При этом она помогает справляться в некоторой степени и со страхом одиночества, так как спрятавшийся ребенок какое-то время остается один.

Правила этой традиционной игры просты и всем известны, поэтому не будем на них останавливаться. А вот об условиях, позволяющих сделать эту забаву более эффективной в борьбе со страхами, стоит поговорить отдельно.

Если ваш ребенок боится темноты, то можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в комнате, оставить его только в коридоре, где нет удобных "потайных" мест. Объясните это тем, что найти человека в полутемном помещении гораздо труднее, чем в ярко освещенном. Если водит ребенок, постарайтесь спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынужден заглянуть туда в поисках игрока. Если же водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате. Для этого, когда направитесь на поиски ребенка, загляните в темную часть квартиры и изобразите страх и ужас, что вы боитесь и ни за что туда не пойдете. Продолжайте размышлять вслух, что и ваш сын (дочь) конечно же никогда не осмелится там спрятаться, в общем, не нужно преодолевать свой страх. Не будет же ваш ребенок и впрямь так мучить своего любимого папу (маму, заставляя входить в страшную комнату!

Все три вышеописанные игры подходят как для детей от двух лет, так и для более старших. Интерес к ним угасает только к концу младшего школьного возраста, то есть они на редкость универсальны.

А вот игры, к описанию которых мы переходим, могут применяться для работы со страхами у детей определенного возраста и уровня развития. Так что прежде чем применять их, попробуйте сопоставить требования, предъявляемые конкретной игрой, с индивидуальными особенностями вашего ребенка.

"Быстрые ответы на глупые вопросы"

Основная особенность этой игры - скорость. Ограничения времени создают стрессовую ситуацию (хотя и шуточную). Поэтому если ваш ребенок боится не успеть и опоздать (например, в школу, на кружки, на экскурсию, доделать контрольную работу и т. п., то обязательно периодически играйте с ним в эту игру.

Эта игра не только развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, но и способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления.

"Нить повествования"

Эту игру дети обычно любят, так как она представляет собой совместную со взрослыми деятельность. Как известно, монолог у детей развит хуже, чем диалог, поэтому они бывают рады подключению других участников к составлению общего рассказа.

Иногда дети придумывают и совсем нестрашные страхи, отчего история получается юмористической. Это тоже неплохой вариант, так как от смеха над маленькими страхами до ироничного отношения к своим реальным страхам один шаг и он будет сделан со временем. В этой игре ваш ребенок получает возможность открыто говорить о своих страхах и других переживаниях, оставаясь в совершенной безопасности, ведь это все не о нем самом, а о трусишке Пете. Вы также имеете совершенную свободу для творчества и можете повернуть сюжет в нужную сторону, дать косвенную поддержку ребенку (то есть Пете, показать, что верите в его силы и обязательно возникнут такие обстоятельства, при которых Петя отличится, покажет, на что он способен на самом деле.

"Портрет моего страха"

Детям часто сложно нарисовать свой страх. Иногда это чувство бывает настолько сильным, что ребенку кажется просто немыслимым взять и отразить на бумаге все те ужасы, которые терзают его душу. В этих случаях он может отказываться рисовать. Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему.

Пусть вас не смущает такое сопротивление ребенка, это проявление естественных защитных механизмов психики. Ломать их тоже не нужно, просто постарайтесь создать для ребенка атмосферу, безопасную для его самооценки и самоуважения. Предложите, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький. Или пусть изобразит то, чего обычно боятся все дети. Если же ваши сын или дочь признают свои страхи, но боятся их изображать, то придется показать ему (ей) пример. Рисуйте тогда свои собственные страхи (что, кстати, весьма полезно и для взрослых, обсуждайте их с ребенком. Тогда в следующий раз, может быть, и он захочет расправиться со "своими драконами". В процессе этого диалога вы можете догадаться о внутренних причинах возникновения страха у вашего ребенка и о связи его с другими чувствами.

Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. "Кару" можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали - бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например падает в лужу, и очень этого смущается.

Примечание. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок не хочет сам нарисовать свои страхи, то воспользуйтесь следующей игрой. Она подойдет как детям, испытывающим слишком сильный страх, так и детям, которые стыдятся этой эмоции и пытаются с ней справляться.

"Фоторобот страха"

Спросите у ребенка, знает ли он, что такое фоторобот. Наверняка он слышал, что это нарисованный художником (или созданный на компьютере) портрет какого-нибудь человека. Особенность его в том, что сам художник никогда не видел свой персонаж, а рисовал портрет со слов очевидцев. Зачем нужны такие портреты? Ваш ребенок может догадаться (или точно знать, что они используются, как правило, для того, чтобы найти преступника.

Страх ребенка тоже можно назвать преступником, так как он помешал его спокойной жизни (или сладкому сну, например, вчера вечером (или вспомните другую дату). Но потом возмутитель спокойствия исчез (ведь ребенок не испытывает в настоящий момент острого страха). Нужно его найти и обезвредить! Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике. Его спрашивают подробно о всех приметах страха. По ходу рассказа взрослый (то есть милиционер) рисует фоторобот. Периодически спрашивайте у ребенка что-нибудь вроде: "А не было ли у этого страха рыжих усов?" - и параллельно подрисовывайте усы на рисунке. Когда ребенок объяснит вам, что таких примет не было, то сотрите усы.

Примечание. Чем больше забавных деталей вы будете предполагать в образе, тем лучше. Однако постарайтесь сохранить игровую серьезность, ведь на самом деле вы сейчас влияете на внутренний мир ребенка. А только он сам имеет право смеяться над своими страхами. Так что оставайтесь сосредоточенным "блюстителем закона", пусть лучше ваш ребенок смеется над происходящим и над вашей непонятливостью.

Кинопробы"

Это универсальная игра, которую можно применять для решения многих проблем. Здесь мы рассмотрим, как помочь ребенку победить свои страхи, используя эту игру.

Помогите ребенку представить, что он пробует свои силы в актерском мастерстве. Сценарист (то есть вы) сейчас познакомит его с сюжетом будущего фильма. Потом юный артист постарается воспроизвести действие. Если помимо него в нем должны принимать участие другие люди, то он может либо сам играть за них, либо воспользоваться куклами или какими-то игрушками.

А вот в придумывании сюжетов вам придется проявить творческий подход. В его основу должна лечь история, действительно произошедшая с ребенком и вызвавшая у него страх, или то событие, которого нет в жизненном опыте вашего сына или дочери, но тем не менее ребенок его опасается. Если, например, ваш ребенок боится потеряться в людном месте, то можно разыграть такую сценку. С помощью этой игры вы сможете реализовать и так называемую профилактику проблемы, так как, исполняя роль в придуманной вами сценке, ребенок усваивает ту или иную стратегию поведения в сложной ситуации. Поэтому если он вдруг действительно в ней окажется, то ему проще будет вести себя так, как он однажды уже делал, хотя и в игровом варианте.

Тем самым можно подчеркнуть своевременность и актуальность этих игр, дающих возможность помочь детям справится с их страхами. !

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация для родителей «Детские страхи» Родителей часто волнует и настораживает, почему у детей появляется какой-либо страх? И вообще, откуда берутся эти детские страхи? И как.

Консультация для родителей «Детские страхи» Косультация для родителей «Детские страхи». Надежда Ожева. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Детские страхи в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 10:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Детские страхи в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Асеева Татьяна (УИ 1623192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД