Голованова Ольга Владиславовна
Консультация для родителей «Детские страхи: причины их возникновения и методы преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Страх является наиболее опасной и сильной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий, влекущих за собой выделение данного гормона.
Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.
Существует множество причин возникновения страхов у детей:
- Ребенок восприимчив и у него развито воображение, много фантазирует. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх;
- Он обладает слабым типом нервной системы, раним и впечатлителен, ребенку свойственна тревожность, мнительность, неуверенность в себе;
- Большое количество запретов;
- Гиперопека, когда взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают возможности ему самому справиться с проблемами, ребенок не уверен в собственных силах, он сильно опирается на взрослых;
- Изоляция от общения с другими детьми, сложные взаимоотношения со сверстниками;
- Чрезмерная защита от опасностей;
- Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно;
- Одиночество, нехватка общения с родителями;
- Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!», гнев взрослых по отношению к ребенку;
- Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу;
- Сравнение ребёнка с другими;
- Безопасность ребенка нарушена из-за какого-то происшествия, события, происшедшего ранее, ребенок получил психологическую травму, в семье или в близком окружении происходили необьяснимые для ребенка события, потери, тяжелые болезни.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Как вести себя с ребенком, испытывающим страх:
- Помните, что детские страхи – это серьезная проблема, их не следует воспринимать только как «возрастные» трудности.
- Первым делом выяснить причину страха.
- При выборе воспитательных мероприятий учитывать,что страхи носят непроизвольный и неосознанный характер.
- Помнить, что ребенок не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения могут быть неэффективны.
- Нельзя не обращать внимания на страх ребенка и не пытаться ему помочь его преодолеть.
- Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
- Нельзя запугивать и наказывать ребенка в целях воспитания.
- Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
- Нельзя перегружать фантазию и воображение ребенка пугающими его воображение сказками и историями.
- Не напоминайте ребенку о страхе.
- Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
- Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.
- Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
- Рисуйте и лепите с ребенком страх и все то, чего он боится.
Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу!
Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».
Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха. Проиграйте пугающее событие так, чтобы оно показалось смешным, обыденным для повседневности.
Обучайте терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить от него).
Когда ребенок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
Эффективные методами и приемами преодоления страхов:
1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.
2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом, коррекция посредством куклотерапии методика А. И. Захарова.
4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисования страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и т. п.
6. Сказкотерапия (в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Вам стоит обратиться к психологу, если:
У ребенка часто повторяются страхи одного и того же содержания.
Вы не знаете как разговаривать с ребенком по поводу его страхов.
Поведение ребенка изменилось вследствие того, что он перенес какую-то психологическую травму, связанную с нарушением безопасности.
В вашей семье есть какие - то потери и изменения, о которых вам трудно сообщить ребенку.