Наталия Халанская
Консультация для родителей «Детские слезы — язык детского общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские слёзы – явление вполне обычное. Это своеобразный предъязык, усвоенный ребёнком еще в младенчестве и успешно применяемый и в более позднем возрасте.
У детского плача множество оттенков и смыслов: бывает плач – испуг, плач – обида, плач – боль, плач – желание, плач – горе, плач – способ привлечь внимание, плач – недовольство, плач – каприз, плач – манипуляция, плач – требование свободы, плач дискомфорта, плач непонятости другими, плач – разочарование, плач недостижения желаемого, плач – осознание невозможности чего – либо и т. п. (см. Шадриков В. Д. «Этюд о плаче»).
Публикация «Консультация для родителей „Детские слезы — язык детского общения“» размещена в разделах
Только для постороннего уха плач – это неприятный раздражитель – от всхлипываний и прерывистого дыхания до завываний и рёва. Близкие же люди умеют вычленить в нем не только призыв о помощи, но и конкретную причину, породившую слезы. По тембру, громкости и модуляции плача они умеют определить, что ребёнок упал и ушибся, что его обидели несправедливо, или он куда-то не успел.
Плач, слёзы лишь дополняют арсенал человеческих средств общения, делая его более разнообразным, гибким и универсальным. Очень важно уметь по плачу ребёнка понять, чего он хочет, ведь плачущий малыш говорит с трудом, если вообще на это способен, а мимика его искажена общим выражением страдания. Если же взрослые любыми средствами стараются лишь прекратить этот процесс, поскольку слёзы, крики, плач детей действуют им на нервы, то они рискуют воздвигнуть настоящую стену равнодушия и непонимания.
Однако есть дети, которые плачут чаще и больше других, по любому поводу. Папы и мамы таких ребят испытывают постоянную тревогу за них. Как помочь таким детям?
Можно сказать, что чувствительность и ранимость являются признаками специфического психического склада таких детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Не помогут уговоры, упреки, наказания, насмешки. Любые насильственные меры вызовут лишь большую напряженность, волнение, еще сильнее ослабят нервную систему ребёнка, отнимут у него силы, уверенность в себе.
Даже самые любящие родители не смогут оградить детей от всех жизненных неприятностей. Человека, пусть пока и маленького, нельзя постоянно держать под «стеклянным колпаком». Самая лучшая тактика в общении со сверхчувствительными детьми – дать им право оставаться такими, какие они есть, не проявлять свою раздражительность в ответ на их непрерывные слезы, рев и плач. Необходимо побыть рядом, дать ребёнку почувствовать вашу готовность прийти ему на помощь - это очень важно для ребёнка. Можно попробовать переключить внимание малыша на что-то другое – новый вид деятельности, другой круг общения, дать ему простое, но четкое предметное задание.
Чрезмерно высокая чувствительность проходит со временем. Вряд ли кто-то останется слезливым, эмоционально незащищенным на всю жизнь. Когда у ребёнка начнут формироваться механизмы волевой регуляции своего поведения (обычно это происходит к 10 – 15 годам, то нежелательные эффекты исчезнут сами собой, без специальных усилий со стороны взрослых.
Самое главное – терпение! Не забывайте о том, что высокая эмоциональная чувствительность самым тесным образом связана с отзывчивостью, добротой, сердечностью, готовностью прийти на помощь, встать на защиту слабого, а это очень ценные человеческие качества!
Поэтому прислушайтесь к детскому плачу, вникните в его смысл, а не пытайтесь как можно быстрее прервать его, осушить ребячьи слезы. Плач и слёзы - это язык детского общения, так не будьте глухи к нему лишь потому, что разучились говорить на нём сами.
Список использумой литературы:
1) Бениаминова М. В. Воспитание детей. - М., 1986.
2) Корнеева Е. Н. Эти загадочные малыши… 100 ответов на родительские «почему»? – Ярославль, 2001.
3) Шадриков В. Д. Духовные способности. М., 1998.