Татьяна Базаркина
Консультация для родителей «Детская память и ее развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Для дошкольного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению информации. На протяжении этого периода в памяти ребенка происходят значимые изменения. Развитие памяти определяет непрерывное расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками, усложнение межличностных отношений.
Публикация «Консультация для родителей „Детская память и ее развитие“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В 2-4 года доминирует механическое запоминание, ребенок начинает осваивать логику, учится запоминать различные сложные слова, а также усваивает основные двигательные навыки.
В 4-6 лет характерной особенностью развития детской памяти является непроизвольный характер запоминания. Оно осуществляется в рамках определенной деятельности и зависит от ее особенностей.
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Виды памяти :
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная) – информация запоминается в виде определенных образов, запахов, вкусов, ощущений. При таком развитом виде памяти человек может описывать воспринимаемые ранее образы детально. Часто такая память бывает у детей дошкольного и
школьного возраста;
- словесно-логическая- характерна усвоением человеческой культуры и традиций благодаря общению и словам;
- двигательная- информация запоминается с последующим воспроизведением различных движений, начиная от простых, заканчивая сложными действиями. При таком виде памяти младенец учится переворачиваться, сидеть, ходить, писать, играть и т. д. ;
Эмоциональная – при таком виде памяти человек сохраняет переживания, чувства и эмоции. Также память может быть :
-кратковременной (есть у каждого человека, долговременной (самая важная в становлении человека как личности, каждый человек накапливает свой жизненный опыт);
-оперативной (нужна для обеспечения деятельности, необходимая информация может как забываться, так и переходить в долговременную память). Непосредственно по характеру цели память подразделяется на :
-произвольную (возникает, когда человек затрачивает некоторые усилия для запоминания необходимой информации);
-непроизвольную (возникает, когда человек не прикладывает усилий для запоминания информации).
Память в зависимости от способа запоминания подразделяется на:
-смысловую (установление связей между объектами);
-механическую (многократное повторение без установления смысла между объектами).
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти :
-наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки.
Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.
Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и можетповторять их бесконечно? От чего зависят способности к
запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из
важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти,
внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на
развитие всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для развития слуховой памяти ребенка, предлагаю использовать следующие игры:
«Игра в слова» ребенку называют несколько слов (развитие кратковременной памяти); начинают с 5-6 слов, заканчивают 8-10 словами:
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постепенно увеличивайте количество слов. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр,арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
Можно спросить эти же слова через 20-30 минут (долговременная память).
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал и. д.
Развитию зрительной памяти способствуют следующие упражнения:
Игра «Заблудились животные»
Попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить,
что на ней было изображено? Можно задать вопросы:
1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?