Ольга Григорьева
Консультация для родителей «Дети с особыми образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Рождение ребенка является настоящим счастьем для семьи. К сожалению, иногда счастье омрачается болезнью малыша.
Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления родительской позиции.
Первая фаза – «шок». Родители растеряны, беспомощны, боятся, чувствуют себя неполноценными.
Публикация «Консультация для родителей „Дети с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту». В данной фазе родители отрицают поставленный диагноз.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка». На данном этапе родители впадают в депрессивное состояние, возникает чувство «хронической печали».
Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи. Наконец, родители принимают дефект, устанавливают адекватные отношения со специалистами и начинают следовать их рекомендациям.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требуют особое внимание и подход к воспитанию. У таких детей имеется временное или постоянное отклонения в физическом и/или психическом развитии. При этом необходимо создавать специальные условия для их обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но имеющих ограничения жизнедеятельности.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям таких детей относятся:
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития);
с комплексными нарушениями психофизического развития, (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с психопатическими формами поведения.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только компенсироваться.
Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.
В обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями педагоги сталкиваются с рядом проблем, обусловленных их психологическими особенностями, такими как:
низкий уровень развития восприятия;
недостаточная сформированность пространственных представлений;
неустойчивое, рассеянное внимание;
ограниченность памяти в объеме, преобладание кратковременной над долговременной, механической над логической, наглядной над словесной;
низкий уровень познавательной активности, замедленный темп переработки информации;
наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;
снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
несформированность игровой деятельности;
нарушения речевых функций;
низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
несформированность произвольного поведения.
Вследствие данных психологических особенностей у детей с ОВЗ возникают типичные затруднения:
1. У ребенка отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире.
2. Темп выполнения заданий очень низкий.
3. Ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого.
4. Возникают трудности в понимании инструкций.
5. Дети инфантильны.
6. Нарушается координация движений.
7. Формируется низкая самооценка.
8. Повышается тревожность.
9. У детей высокий уровень психомышечного напряжения.
10. Недостаточно развита мелкая и крупная моторика.
11. Повышена утомляемость.
12. Повышена возбудимость, беспокойство, дети склонны к вспышкам раздражительности, упрямству.
В заключение хотелось бы процитировать слова великого советского педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».