Пиховкина Татьяна
Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей» для родителей детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей средней группы
Игры и упражнения для развития речи детей.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. К 3-м годам объем мозга ребенка составляет массы мозга взрослого человека. К этому же времени, в основном, заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машинку?». Интерес к окружающим предметам пробуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» ,«Куда?», «Когда?».При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к 4 годам - 2500 слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30% - глаголы и 10% -прилагательные. Речь –это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания, восприятия и зависит от их уровня развития. К 3-4 годам дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ (по картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки: А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т. к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому рекомендуется постоянно использовать в общении с ребенком игры или пособия по мелкой моторике. Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников, развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать пословицы, стихи).С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме. Для того, чтобы речь ребенка развивалась в норме, необходимо:Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие, используя чтение книг; пересказы прочитанного; беседы, рассказы на различные темы (как я провел сегодняшний день, что нового я увидел, узнал, запомнил, что мне понравилось на празднике,что я увидел на прогулке, что я сегодня кушал); слушание аудиосказок и их обсуждение; развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, рисование пальцами, лепка из пластилина, соленого теста, глины, аппликации из крупы, скорлупок семечек, орехов, косточек; нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц); развивать артикуляционный аппарат, используя историю «Веселого Язычка».Для домашних занятий с ребенком, конечно же, необходимо ваше терпение, чувство меры, внимательность ко всему, что делает ребенок. А также:зеркало (для выполнения артикуляционной гимнастики);"лото" различной тематики;наборы игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольной посуды; муляжи овощей и фруктов;разрезные картинки из двух и более частей;разнообразные картинки (времена года, деревья, грибы, продукты,.); пластилин, различные шнуровки, пазлы, вкладыши, пирамидки, мозаика, конструкторы,. ;разные крупы в баночках (гречка, манка, горох, фасоль,.);Важное правило всех занятий с ребенком - все занятия строятся по правилам игры!Постоянно проводите диалог с ребенком. Если видите, что ребенок устал отвечать на вопросы, предложите ему нарисовать продукт, используемый в вашем диалоге, или слепить его из пластилина, или сделать аппликацию (из заранее вырезанных деталей). Не забудьте подвести итог (что вы сейчас делали, зачем, что с этим будете потом делать). И обязательно похвалите малыша, скажите ему, какой он молодец, как внимательно слушал, какой красивый рисунок у него получился!Занимаясь с ребенком лепкой, рисованием, конструированием и другими видами деятельности, нужно задавать вопросы уточняющего характера. Порой родителям сложно выделить время для занятий с ребенком дома в отведенном для этого месте по ряду причин. Но с ребенком все равно нужно заниматься. Предложенные задания можно выполнять и на улице, и дома в обиходно-бытовой ситуации. Детям очень нравится совместная деятельность с родителями. Поэтому можно устроить какое-нибудь интересное занятие и для взрослых, и для детей. Например, приготовить интересные кормушки для зимующих птиц. Самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время логопед начинает заниматься с детьми 2-3-х лет.