Айналимова Гульнара
Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы ни раз слышали термин «мелкая моторика», но не все знают, что это такое и какого влияние на нас ее развития. Итак, что такое мелкая моторика? Под данным понятием физиологи подразумевают движение мелких мышц на кистях рук.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Темочки
Вопрос, зачем нужно развивать мелкую моторику, довольно актуален, по той причине, что многие еще не понимают, для чего это вообще нужно.
В первую очередь, отметим, что моторика рук напрямую связана с развитием речи. Поверьте, это не миф, как вам может показаться. Многочисленные исследования ученых доказали, что с анатомической точки зрения, приблизительно треть всех участков двигательной коры нашего головного мозга заняты проекцией кистей рук, расположенной близко к речевой зоне.
С учетом этого факта, возникло предположение, по которому мелкие движения пальцев рук оказывают развивающее и формирующее воздействие на речевые функции ребенка.
То есть, если вы желаете научить своего малыша говорить, вам необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но также всесторонне развивать его мелкую моторику, а конкретнее: движение его пальцев рук.
Есть также ещё кое-что, упомянуть о чем нужно обязательно: мелкая моторика рук участвует не только в развитии речи. Кроме этого, она имеет взаимодействие с мышлением и воображением, со зрительной и двигательной памятью, координацией, вниманием и наблюдательностью.
Также развивать мелкую моторику важно и потому, что во всей будущей жизни, этого еще маленького человечка, от него будут требоваться координированные и точные движения пальцев и кистей рук. Например, в элементарных действиях: застегивание/расстегивание замков и пуговиц, надевание/снятие одежды, завязывание шнурков, письмо и рисование, работа за компьютером и т. д. Все это кажется простым, но ничего из перечисленного не сможет надлежащим образом выполнять человек с неразвитой мелкой моторикой.
А КОГДА ЖЕ ИМЕННО СЛЕДУЕТ ПРИСТУПАТЬ К РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?
Нейропсихологи рекомендуют начинать развивать мелкую моторику у ребенка в возрасте 8-ми месяцев. С этого периода пальчики рук уже начинают поддаваться активным тренировкам. Конечно, можно и раньше приступать к развитию мелкой моторики, предлагая крохе поиграть с различными предметами, имеющими разные формы, размеры и фактуры, а также со специализированными игрушками, которые легко выполняются и из того, что имеется дома, однако результативность этого под вопросом. Так что, именно восемь месяцев являются самым оптимальным сроком.
А теперь давайте рассмотрим, какие имеются методы для развития мелкой моторики. К счастью, выбор средств и способов, развивающих мелкую моторику довольно многообразен. При этом, чем больше способов вы будете применять, тем более полноценными и эффективными станут занятия, а результат будет более заметен.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Игры с крупой, бусинками, пуговицами и мелкими камешками
Игры с перечисленными предметами способны оказывать на организм малыша отличное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие. Но, важно, чтобы проводились они всегда под присмотром взрослого, чтобы ребенок не съел что-то из вышеперечисленного или случайно не поранился.
Рисунки из крупы. Берем кусочек картона, и просим ребенка нарисовать на нем изображение, к примеру, цветочек. Далее берем наиболее безопасный клей и наносим его по контуру полученного рисунка, а малыш должен на эти линии наложить, к примеру, фасоль, гречка или горох. Такая игра является отличной тренировкой для мышц пальцев и кистей.
Упражнение-игра с применением щипцов. Даем ребенку щипцы и просим его складывать в бутылку с узким горлышком, горошинки, бусинки и пр.
Упражнение с пинцетом. Даем ребенку пинцет, при помощи которого он будет перекладывать из какой-либо емкости во вторую и сортировать крупу либо мелкие игрушки. Также очень эффективным упражнением будет перекладывание малышом, при помощи пинцета, небольших игрушек либо крупы в фигурную емкость, например, в формочку для выпечки или льда.
Сортировка по цвету, форме и размеру мелких предметов. Попросите малыша рассортировать крупу, бусинки или пуговки по цветам, форме либо размеру.
ИГРЫ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ»
«Пальчиковые» игры – это своего рода инсценировка каких-либо сказок или историй, чаще всего, зарифмованных, с использованием пальчиков. Начинать играть в подобные игры можно даже с крохами до годика, а далее продолжать, слегка усложняя движения пальцев. В эти игры можно играть до выхода из младшего школьного возраста.
Большинство подобных игр предполагает применение двух рук, благодаря этому ребенок начинает разбираться в том, что означает вверх-вниз или вправо-влево и т. п. Чтобы получить наибольший эффект, данные упражнения для пальчиков следует выстраивать так, чтобы попеременно менялось напряжение и расслабление, сжимание и разжимание кисти руки, а также задействовать отдельные движения каждого пальца.
ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА, СОЛЁНОГО ТЕСТА ИЛИ ГЛИНЫ
Занятия с соленым тестом, пластилином или глиной не только прекрасно развивают мелкую моторику, но и воображение.
Вы можете с ребенком оклеивать пластилином стеклянные бутылочки, придавая им форму вазы, кувшина, чайника и т. д.
Выкладывать заданные рисунки из пластилина в форме колбасок либо шариков на фанере или картоне.
Можно делать отпечатки на пластилине, глине или тесте, надавливая на них пальчиками, монетками, игрушками, пуговками и пр.
Лепить колбаски, колечки, шарики, после чего разрезать их на отдельные кусочки, а далее снова составлять их вместе, или придавать форму отдельным кусочкам.
Можно делать несколько различных деталей и из них составлять композицию (например, подготавливаем сами элементы, а после даем их малышу для работы).
УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Выделяются среди этих увлекательных игр:
Мозаика. В начале будет достаточно того, что кроха просто вставляет в основу элементы мозаики. В дальнейшем необходимо задавать конкретную форму либо изображение, чтобы ребенок выкладывал ее. Идеальный вариант - мозаика с различными шляпками.
Нитки. Здесь мы говорим об обычном наматывании и разматывании ниток на разные предметы. К примеру, можно заранее подобрать фигурки каких-то животных, а малыш будет их обматывать нитками, как будто раскрашивая.
Скрепки. Для данной игры, понадобятся простые разноцветные скрепки, а также несколько листиков цветной бумаги. Задача заключается в том, чтобы листики одного цвета собрать в пачку, а потом скрепить их скрепкой такого же цвета.
Прищепки. Берем прищепки и цепляем на картон, веревку либо другую основу. Можно усложнять задание: на прищепки и основу наклеиваем какие-то опознавательные знаки, к примеру, цветные карточки, рисунок или буквы, а малыш цепляет к соответствующим основам прищепки.
На самом деле, список игр для развития мелкой моторики огромный, а также можно их придумывать самим. Чтобы развивать моторику может подойти все, что угодно: бумага, шнурки, проволока, песок и многое, многое другое.
Таким образом, игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка : вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.