Айналимова Гульнара
Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать?»
▼ Скачать +Заказ
Все мы ни раз слышали термин «мелкая моторика», но не все знают, что это такое и какого влияние на нас ее развития. Итак, что такое мелкая моторика? Под данным понятием физиологи подразумевают движение мелких мышц на кистях рук.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?
Публикация «Консультация для родителей детей раннего возраста „Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Темочки
Вопрос, зачем нужно развивать мелкую моторику, довольно актуален, по той причине, что многие еще не понимают, для чего это вообще нужно.
В первую очередь, отметим, что моторика рук напрямую связана с развитием речи. Поверьте, это не миф, как вам может показаться. Многочисленные исследования ученых доказали, что с анатомической точки зрения, приблизительно треть всех участков двигательной коры нашего головного мозга заняты проекцией кистей рук, расположенной близко к речевой зоне.
С учетом этого факта, возникло предположение, по которому мелкие движения пальцев рук оказывают развивающее и формирующее воздействие на речевые функции ребенка.
То есть, если вы желаете научить своего малыша говорить, вам необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но также всесторонне развивать его мелкую моторику, а конкретнее: движение его пальцев рук.
Есть также ещё кое-что, упомянуть о чем нужно обязательно: мелкая моторика рук участвует не только в развитии речи. Кроме этого, она имеет взаимодействие с мышлением и воображением, со зрительной и двигательной памятью, координацией, вниманием и наблюдательностью.
Также развивать мелкую моторику важно и потому, что во всей будущей жизни, этого еще маленького человечка, от него будут требоваться координированные и точные движения пальцев и кистей рук. Например, в элементарных действиях: застегивание/расстегивание замков и пуговиц, надевание/снятие одежды, завязывание шнурков, письмо и рисование, работа за компьютером и т. д. Все это кажется простым, но ничего из перечисленного не сможет надлежащим образом выполнять человек с неразвитой мелкой моторикой.
А КОГДА ЖЕ ИМЕННО СЛЕДУЕТ ПРИСТУПАТЬ К РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?
Нейропсихологи рекомендуют начинать развивать мелкую моторику у ребенка в возрасте 8-ми месяцев. С этого периода пальчики рук уже начинают поддаваться активным тренировкам. Конечно, можно и раньше приступать к развитию мелкой моторики, предлагая крохе поиграть с различными предметами, имеющими разные формы, размеры и фактуры, а также со специализированными игрушками, которые легко выполняются и из того, что имеется дома, однако результативность этого под вопросом. Так что, именно восемь месяцев являются самым оптимальным сроком.
А теперь давайте рассмотрим, какие имеются методы для развития мелкой моторики. К счастью, выбор средств и способов, развивающих мелкую моторику довольно многообразен. При этом, чем больше способов вы будете применять, тем более полноценными и эффективными станут занятия, а результат будет более заметен.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Игры с крупой, бусинками, пуговицами и мелкими камешками
Игры с перечисленными предметами способны оказывать на организм малыша отличное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие. Но, важно, чтобы проводились они всегда под присмотром взрослого, чтобы ребенок не съел что-то из вышеперечисленного или случайно не поранился.
Рисунки из крупы. Берем кусочек картона, и просим ребенка нарисовать на нем изображение, к примеру, цветочек. Далее берем наиболее безопасный клей и наносим его по контуру полученного рисунка, а малыш должен на эти линии наложить, к примеру, фасоль, гречка или горох. Такая игра является отличной тренировкой для мышц пальцев и кистей.
Упражнение-игра с применением щипцов. Даем ребенку щипцы и просим его складывать в бутылку с узким горлышком, горошинки, бусинки и пр.
Упражнение с пинцетом. Даем ребенку пинцет, при помощи которого он будет перекладывать из какой-либо емкости во вторую и сортировать крупу либо мелкие игрушки. Также очень эффективным упражнением будет перекладывание малышом, при помощи пинцета, небольших игрушек либо крупы в фигурную емкость, например, в формочку для выпечки или льда.
Сортировка по цвету, форме и размеру мелких предметов. Попросите малыша рассортировать крупу, бусинки или пуговки по цветам, форме либо размеру.
ИГРЫ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ»
«Пальчиковые» игры – это своего рода инсценировка каких-либо сказок или историй, чаще всего, зарифмованных, с использованием пальчиков. Начинать играть в подобные игры можно даже с крохами до годика, а далее продолжать, слегка усложняя движения пальцев. В эти игры можно играть до выхода из младшего школьного возраста.
Большинство подобных игр предполагает применение двух рук, благодаря этому ребенок начинает разбираться в том, что означает вверх-вниз или вправо-влево и т. п. Чтобы получить наибольший эффект, данные упражнения для пальчиков следует выстраивать так, чтобы попеременно менялось напряжение и расслабление, сжимание и разжимание кисти руки, а также задействовать отдельные движения каждого пальца.
ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА, СОЛЁНОГО ТЕСТА ИЛИ ГЛИНЫ
Занятия с соленым тестом, пластилином или глиной не только прекрасно развивают мелкую моторику, но и воображение.
Вы можете с ребенком оклеивать пластилином стеклянные бутылочки, придавая им форму вазы, кувшина, чайника и т. д.
Выкладывать заданные рисунки из пластилина в форме колбасок либо шариков на фанере или картоне.
Можно делать отпечатки на пластилине, глине или тесте, надавливая на них пальчиками, монетками, игрушками, пуговками и пр.
Лепить колбаски, колечки, шарики, после чего разрезать их на отдельные кусочки, а далее снова составлять их вместе, или придавать форму отдельным кусочкам.
Можно делать несколько различных деталей и из них составлять композицию (например, подготавливаем сами элементы, а после даем их малышу для работы).
УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Выделяются среди этих увлекательных игр:
Мозаика. В начале будет достаточно того, что кроха просто вставляет в основу элементы мозаики. В дальнейшем необходимо задавать конкретную форму либо изображение, чтобы ребенок выкладывал ее. Идеальный вариант - мозаика с различными шляпками.
Нитки. Здесь мы говорим об обычном наматывании и разматывании ниток на разные предметы. К примеру, можно заранее подобрать фигурки каких-то животных, а малыш будет их обматывать нитками, как будто раскрашивая.
Скрепки. Для данной игры, понадобятся простые разноцветные скрепки, а также несколько листиков цветной бумаги. Задача заключается в том, чтобы листики одного цвета собрать в пачку, а потом скрепить их скрепкой такого же цвета.
Прищепки. Берем прищепки и цепляем на картон, веревку либо другую основу. Можно усложнять задание: на прищепки и основу наклеиваем какие-то опознавательные знаки, к примеру, цветные карточки, рисунок или буквы, а малыш цепляет к соответствующим основам прищепки.
На самом деле, список игр для развития мелкой моторики огромный, а также можно их придумывать самим. Чтобы развивать моторику может подойти все, что угодно: бумага, шнурки, проволока, песок и многое, многое другое.
Таким образом, игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка : вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.