диана галкина
Консультация для родителей детей младших групп «Загадки как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации: рассказать родителям о значимости загадок и их влияние на развитие речи детей.
Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песенки, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.
Публикация «Консультация для родителей детей младших групп „Загадки как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Знакомство ребенка с произведениями русского народного творчества должно начинаться с первых лет жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, когда ребенок быстро и жадно познаёт окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений.
Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, различные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик – мальчик, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчёркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.
В работе по развитию речи широко используются загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, прибаутки, песни, сказки. Остановимся более подробно на загадках.
Загадка – краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или косвенного вопроса.
Значение загадок.
1. Формирует любовь к народному творчеству, к родному языку.
2. Развивает мышление детей, то есть находчивость, сообразительность, быстроту реакции.
Виды загадок.
1. Загадки, содержание которых составляет одно предложение-вопрос. Например: Кто не себе свой дом носит? (Улитка).
2. Загадки, содержание которых состоит из нескольких повествовательных предложений и одного вопроса.
Например: Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в воде. (Удочка).
3. Загадки-описания, состоящие из одних повествовательных предложений.
Например: Дождик тёплый и густой,
Этот дождик непростой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ).
4. Загадки, содержание которых включает противопоставления. Например: Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).
ОТБОР ЗАГАДОК ПО ВОЗРАСТУ ДЕТЕЙ
Младшая группа.
Тематика загадок: о предметах, хорошо знакомых детям.
Требования к содержанию. Описание должно быть яркое, должны быть выделены характерные признаки (цвет, форма, величина).
Можно давать загадки, в которых отгадка хорошо рифмуется с каким-либо словом загадки.
Примеры загадок:
Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьёт, песенки поёт.
(кошка)
Беленькие пёрышки, красный гребешок. Кто это на солнышке? Петя… (петушок)
Средняя группа.
Тематика загадок: о предметах, хорошо знакомых детям, + средства передвижения, дикие животные, явления природы.
Требования к содержанию. Характеристика предмета должна даваться полно, подробно, как описательный рассказ. Можно давать загадки с простыми сравнениями и несложными метафорами.
Примеры загадок.
На спинке иголки длинные и колкие, а свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног. (ёж)
Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)
Старшая и подготовительная к школе группы.
Тематика загадок: о любых предметах и явлениях, но содержание должно быть доступно детям.
Требования к содержанию.Дети умеют сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Начинают понимать смысл образных выражений, поэтому используются загадки с более сложным языком и художественным словом.
Примеры загадок.
Ни зверь, ни птица, а нос как спица. (комар).
Зубов много, а ничего не ест. (пила).
Как научить детей отгадывать загадки?
Взрослые, загадывая детям ту или иную загадку, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок её отгадать. Взрослые торопят ребенка с ответом, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ.
Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда просто сообщают отгадку, сами растолковывают её смысл, лишая детей возможности думать и размышлять.
Обучение детей отгадыванию загадки требует терпения. Взрослому не следует рассчитывать на природную сообразительность детей, их следует учить сознательному отгадыванию, а также необходимо просить, чтобы ребенок объяснял и доказывал правильность ответа.
Условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание.
1. Предварительное ознакомление ребенка с тем предметом или явлением, о которых пойдёт речь в загадке.
Для того, чтобы ребенок смог отгадать следующую загадку:
Железные избушки,
Прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой
Везёт всех за собой. (поезд)
Взрослый должен рассмотреть картинку или игрушку поезда, либо организовать прогулку так, чтобы ребенок увидел поезд.
2. Есть много явлений природы, которые с течением времени меняются. Чтобы ребенок мог самостоятельно отгадывать загадки про явления природы, взрослый должен организовать для ребенка систему наблюдений, позволяющих увидеть явления природы в разные периоды их развития.
Зимой и летом одним цветом. (ель).
3. Иногда, даже многократные наблюдения не помогают составить полное представление о явлении.
На дворе горой, а в избе водой (снег).
Чтобы отгадать данную загадку, нужно провести опыт, который и станет ключом к отгадке.
4. Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые познаются в процессе многократных действий с ними.
Играя с мячом, взрослый обращает внимание ребенка на то, что он упругий и чем сильнее по нему ударишь, тем выше он подпрыгивает. Эти знания помогут ребенку отгадать следующую загадку:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (мяч)
5. Облегчает отгадывание загадок и характер их преподнесения. Если за один день взрослый предлагает загадки, посвященные разным темам (о труде, о природе, о животных, то ребенок будет поставлен в трудное положение, и эта игра будет дидактически не эффективной. Таким образом, загадок может быть много, но они должны быть на одну тему. Например: об орудиях труда.
6. Играя с ребенком в игру «Отгадай загадку» взрослый должен знать о нескольких правилах этой игры:
• рассмотреть предмет с вычленением лишь тех признаков, которые отражены в загадке, при этом используются элементы загадки для описания этих признаков;
• отгадывание самой загадки;
• рисование отгадки «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» (по желанию ребенка).
7. Загадывая загадку, взрослый должен держать паузу, ждать, когда ребенок догадается, о чём или ком данная загадка. Выслушав ответ ребенка, взрослый не должен сразу соглашаться с правильным ответом, а просит ребенка объяснить, как он догадался, о чём загадка.
8. Если загадка загадывалась нескольким детям сразу, взрослый не должен сразу соглашаться с правильным ответом одного из детей, так как это прекратит мыслительную деятельность других детей. Выслушав ответы 2-3 детей, взрослый также должен попросить объяснить, как дети догадались, что в загадке говорилось именно об этом.
Загадки существовали во все времена в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим от злых сил. С ее помощью испытывали сообразительность, находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, позволяли детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
Разгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, расширяют представления детей о возможностях переносного значения слова. У ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности.
Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: логопед загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.
Например, при автоматизации звука [р] можно использовать следующие загадки:
«Красное коромысло над рекой повисло» (радуга,
«Девица в темнице, а коса на улице» (морковь).
Для детей, испытывающих затруднения при разгадывании загадок, используется наглядный материал — предметные картинки, из которых ребенок может выбрать нужную, что облегчает ему задачу.
Если загадка включается в домашнее задание, то просим ребенка не просто разгадать ее, но и нарисовать отгадку.
Помимо того что загадки подразделяются по автоматизируемым звукам, они еще очень четко делятся по лексическим темам, что позволяет поддерживать связь с воспитателем и закреплять те лексические представления, которые дети получили на занятиях. Это могут быть загадки о диких и домашних животных, инструментах, растениях и пр.
Играйте с детьми, загадывайте им загадки и просите их загадывать загадки вам! Это очень интересно и увлекательно!