Наталья Мамаева
Консультация для родителей детей младшего возраста «А что вокруг»
▼ Скачать + Заказать документы
Близкие люди, окружающие ребенка, должны подумать об обстановке, которая будила бы мысль малыша, звала к новым «открытиям», развивала бы его любознательность, желание действовать.
Хорошо, если с первых недель жизни малыша родители реагируют на его положительные эмоциональные проявления. Тогда ребенок с их помощью будет вступать в контакт со взрослыми. Беда, если родители откликаются только на громкие всплески отрицательных эмоций младенца, и тогда он только так будет обращаться к взрослым, даже научившись говорить.
Публикация «Консультация для родителей детей младшего возраста „А что вокруг“» размещена в разделах
Познание своего ребенка начинается с первых часов жизни, если, конечно, вы не очень много внимания уделяли его внутриутробному развитию. Конечно необходимо следовать существующим рекомендациям по уходу за младенцем и его воспитанием, но нужно еще исходить из потребностей данного крошечного существа, а о них но вам заявит очень скоро, покажет свой громкий голосок, интенсивность своих движений, различные реакции, связанные с воздействиями на органы слуха, обоняния, осязания, вкуса.
К примеру, включаем тихую, спокойную мелодию, ребенок как бы ее не замечает, т. е. вы не видите внешних эмоциональных реакций. Но как только загремит «тяжелая» музыка, малыш вздрогнет, громко заплачет, станет очень беспокойным.
Напомним здесь, что даже если ребенок вовремя и не подсказал вам о неопрятных ощущениях при сильных длительных звуковых или световых воздействиях, то возникшие отрицательные эмоции дадут о себе знать в дальнейшем: он будет беспокоен и неуравновешен.
Эмоции ребенка возникают не только непосредственно в общении со взрослыми. Эмоции сопровождают действия малыша. В раннем возрасте он ярко реагирует на свои успехи и неудачи. По эмоциональным реакциям мы сразу сможем судить, умеет ли ребенок выполнить действие (здесь имеется в виду действие, доступное его возрасту и вызывающее интерес, имеющее познавательный, развивающий мотив).
Не огорчайтесь, что в начале, сталкиваясь с трудностями, ребенок будет проявлять отрицательные эмоции. Постепенно, с вашей помощью, его умения (способы действия) станут совершенствоваться, и настроение улучшиться. Малыш будет радоваться своими успехами, разделяя с вами свой восторг, приобретет уверенность в своих действиях, у него возникнет интерес к другим, более сложным действиям, появятся элементы творчества.
Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребенок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослым. Малыш будет испытывать моральное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают все за него.
Приобретенные умения и навыки способствуют возникновению у ребенка эмоционально уравновешенного состояния. Так, 10-месячный ребенок, увидев пирамидку, забудет о капризах, станет сосредоточенно и активно производить с ней знакомые действия, обращая к взрослому свое радостное лицо, если у него все получиться, или смотря на него растерянно, если что-то не ладиться. Вы заметите, что, когда малыш занимается с игрушкой, действия с которой у него уже сформированы, у него обычно спокойное, уравновешенное состояние.
Развитие общих движений малыша на первом году жизни способствует формированию его эмоциональной сферы. У туго спелёнатого ребенка с первых дней жизни искусственно гаситься врожденная потребность в движениях. Родители бояться, что он замерзнет, и навьючивают на него несколько одеял, постоянно трогают его носик, проверяют, не холодный ли он. Мы часто забываем, что данная от природы потребность в движении является как бы регулятором сохранения тепла в организме.
В относительно легкой, не сковывающей движения одежде малыш сам «определит» с какой интенсивностью ему двигать ручками и ножками. Кроме того, хаотические движения уже на первом месяце его жизни становятся более плавными, а на 2-3м месяце жизни целенаправленными, когда он начинает тянуться к подвешенной игрушке. Развиваются умения, младенец получает эмоциональное удовлетворение.
Специальные упражнения с первых дней жизни ребенка, когда его кладут на животик, или держат в вертикальном положении на руках, способствует его общему физическому развитию. Физически крепкий малыш всегда жизнерадостен и активен.
В 4, а может быть, в 7 месяцев ребенок может засмеяться во время совместных со взрослым игровых действий или просто по подражанию, не понимая веселья окружающих его людей.
Видеть радующегося малыша всегда приятно. Веселые игры создают у ребенка хорошее настроение. В процессе совместных игр («Коза рогатая», «Ладушки», «Догоню – догоню», «Прятки») увеличивается его познавательная деятельность, он узнает новые слова, учиться новым действиям. Радуется малыш еще оттого, что эти эмоции разделяет с ним взрослый. Надо только помнить, что слишком долгое, чрезмерное веселье может вызвать эмоциональное перенапряжение ребенка. Кроме того, игры не должно быть опасными, например, когда папа высоко побрасывает кроху.