Ирина Бельская
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Профилактика плоскостопия»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
«Профилактика плоскостопия»
Что такое плоскостопие? - Это статическая недостаточность мышечно-
связачного аппарата стопы. Проще говоря, снижение его сводов. По статистическим
данным с плоскостопием рождается только 1 из 27000 человек, к 5-и годам уже 1 из
350 страдает этим заболеванием, а к двадцати — два человека из 100 приобретают
Публикация «Консультация для родителей детей дошкольного возраста „Профилактика плоскостопия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
плоскостопие. У детей с 2 до 8 лет чаще всего встречается продольное плоскостопие
и плоско-вальгусная деформация.
Плоскостопие — это мало заметная капля в детстве с возрастом приобретает
масштабные размеры реки проблем со здоровьем. К году все дети умеют ходить, но
нельзя забывать, что ходить самостоятельно по полу босиком и ходить правильно —
это совершенно разные вещи. Также как и правильно одевать ребёнка необходимо
его правильно обувать! Правильная обувь должна быть у ребёнка на ножках ещё до
того, как он сделает первый шаг. Ребёнок не должен ходить босиком по полу, каким
бы он ни был (паркет, линолеум или натуральная доска). Босиком ребёнок
может ходить по траве, песку, земле, но, ни в коем случае, не твёрдой
поверхности. До двух лет у ребёнка должна быть обувь с ортопедической стелькой
(супинатор) и высокой фиксацией стопы (во избежание травм). В дальнейшем обувь
может быть и не высокой, но обязательно с ортопедической стелькой.
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.
Главное назначение корректирующих упражнений - укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. Упражнения для коррекции стопы:
Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
Ходьба по палке.
Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Плоскостопие опасно. Во-первых, тем, что нарушает «рессорные» функции стопы, так что, когда малыш ходит, вся нагрузка приходится на голени и тазобедренный сустав, а это может привести к артрозам. Именно поэтому на плоскостопие у вашего ребенка не нужно закрывать глаза: его стоит непременно не только лечить, но и проводить профилактику, даже если плоскостопие и не наблюдается.
Лучшее лечение плоскостопия у детей – это лечебная физкультура, специальный массаж и мануальная терапия. А вот лекарственных препаратов обычно не назначают, поскольку «пилюли» могут вызвать много побочных эффектов, а заболевание они отнюдь не устраняют.
При плоскостопии особое внимание уделяют опорно-двигательному аппарату и позвоночнику. Это связано с тем, что заболевание излишне тревожит кости, суставы ног и нижних отделов позвоночника, а потому вслед за плоскостопием часто начинается сколиоз. Если что-то подобное наблюдается, то доктор назначает еще и специальный лечебный массаж или особую гимнастику.
Что касается мануальной терапии и массажа, то выбирают обычно так называемые мягкотканые техники. Эти методики направлены на укрепление подтягивающих свод стопы мышц, на улучшение кровоснабжения. Массажируют их с целью оказания мягкого воздействия на суставы и связочный аппарат. Благодаря подобным техникам корректируется деформация стопы и голеностопа.
Малышу с плоскостопием следует в обязательном порядке носить специальную обувь. Она должна соответствовать по размеру, быть изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником, с хорошей фиксацией на ноге и обязательно с маленьким каблучком. Если ребенку требуются стельки-супинаторы, то они подбираются в каждом отдельном случае с учетом формы стопы.
Отлично укрепляет стопу и физкультура. Например, малышу очень полезно заниматься плаванием – лучше всего, если ребенок плавает кролем, но это не принципиально, ведь тут главное то, что происходит гребок ногой. Хорошо для профилактики плоскостопия ходить босиком по неострой гальке или негорячему песку, по бревнам.
Часто ребенку с плоскостопием назначают еще фонофорез и электрофорез. Полезны закаливающие процедуры – к примеру, контрастные обливания стоп (они повышают тонус мышц и улучшают кровообращение).
Начинать лечение плоскостопия у детей желательно как можно раньше, как только проявились первые признаки деформации стопы.
10 советов при выборе первых ботинок:
1. Выбирайте модель из натуральных материалов — текстиль, замша, кожа и тому подобное. Различные заменители и синтетика затрудняют кожное дыхание.
2. Не покупайте обувь на вырост, чтобы избежать деформации стопы.
3. Внутренняя поверхность ботиночка не должна иметь крупных или грубых швов, на стельке не должно быть складок.
4. Не подойдет обувь как раз по размеру стопы. Оптимальный запас (расстояние измеряется между краем ботинка и большим пальцем) — не менее одного сантиметра.
5. Недопустима обувь без жесткого задника. Для хорошей поддержки ступни и голеностопного сустава необходим задник, поднимающийся немного выше щиколотки.
6. Отдайте предпочтение моделям с широким и высоким носком — в нем пальчики при ходьбе смогут полностью сгибаться и разгибаться.
7. Ботиночки обязательно должны быть с небольшим каблучком высотой 0,5-1 см.
8. Верх и боковые части должны легко сгибаться и собираться в складочки, когда малыш делает шаг.
9. Застежка должна обеспечивать хорошую подгонку обуви к ножке.
10. Для первой обуви желательны ортопедические стельки с супинатором, они обеспечат физиологически правильное положение ступни во время ходьбы и предупредят развитие плоскостопия. В принципе, супинаторы желательны до пяти-шестилетнего возраста.
Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении. Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде. В теплое время года ходить босиком по грунту, а зимой - вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
• «Ежик»
И. п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.
Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)
Он на ежика похож.
Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —
Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.
• «Лягушата»
И. п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.
Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.
Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.
Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами) :
Раз, два, три, четыре, пять!
• «Корова»
И. п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.
У нашей коровы ножки открыты.
Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,
Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)
• «Переложи платок!»
И. п. — сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.
Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой,
Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.
• «Йог»
И. п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.
Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени,
Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.
• «Мои ножки»
И. п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.
Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)
Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.
• «Упрямцы»
И. п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались. Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)
• «Нарисуй ногами!»
И. п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами, как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.
• «Гармошка»
И. п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.
Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)
Игры для профилактики плоскостопия.
• «Дождь»
Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т. д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:
Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!
Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.
• «Подъемный кран
Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.
• «Переправа»
Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.
• «На водопой»
Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:
Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)
Звери шли на водопой. За мамой-слонихой
Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей
Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой
Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей
Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)
• Игра «Подъемный кран».
Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.
• Игра «Цапли».
Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую, удерживая равновесие.
Игра «По кочкам».
Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы
Игра «Космическая карусель». По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы, строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.
• «Мы походим»
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Мы идем, как ребятишки
И как косолапый мишка.
Для игры можно использовать дорожки.
• «Цапли»
Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую, удерживая равновесие.
Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.
• «Топталки»
Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!
• «Ча-ча-ча»
Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках. Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.) Печка очень горяча! (Ходьба на носках.) Чи-чи-чи! (И т. д.)Печет печка калачи! Чу-чу-чу!
Будет всем по калачу! Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!
Для игры можно использовать дорожки.
• «По кочкам»
Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.
Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.
• «Кузнечик»
Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок
С травинки на цветок.
С цветка на землю вмиг.
И снова скок да прыг.
• «Канатоходцы»
Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!
• «Юла»
Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.
• «Трясина»
Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).
Здесь глубокая трясина,
Вся вода покрыта тиной.
Есть лишь узкая дорожка.
Я шагаю понемножку.
Осторожненько пойду
И трясину перейду.
• «Космическая карусель»
По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы, строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая, взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.
• «Собери ногами!»
По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.
Захвачу предмет стопой
И возьму его с собой:
Я несу, за ним слежу,
И в коробку положу.
• «Зоопарк»
Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т. д. Для игры можно использовать дорожки.
• «Козлята» (молдавская народная игра).
Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом козлят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.
Если хочешь быть здоров,
Прыгай с нами через ров!
Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.
• «Сидячий футбол»
Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).
Выполняя такие не сложные упражнения ежедневно, вы исправите плоскостопие
или не допустите его возникновения. Делайте упражнения с ребёнком вместе, и
отличное самочувствие и прилив сил у вас будет. Будьте здоровы и берегите
ваших детей.