Юлия Кадыкова
Консультация для родителей детей 4–5 лет «Почемучкин» возраст»
Часто мы слышим от ребёнка: «Мамочка, а почему трава зелёная?»
«Почему машины едут?»
«Почему у зайца длинные уши?»
«А зачем листья падают?» и т. д.
По началу родители испытывают гордость и радость за малыша, что он стал таким любознательным и конечно стараются отвечать, выискивать везде информацию чтобы ответить малышу… но вопросы всё прибывают и прибывают, и не прекращаются, порой на них даже невозможно ответить. А чрезмерная «дотошность» в исследовании мира начинает раздражать маму и папу, и энтузиазм в ответах на вопросы сходит на нет.
Что же это такое? Откуда вдруг столько вопросов?
Публикация «Консультация для родителей детей 4–5 лет „Почемучкин“ возраст“» размещена в разделах
Всё очень просто – у вашего малыша «возраст почемучек».
«Возраст почемучек» наступает примерно с 4-5 лет, именно в этом возрасте дети начинают наиболее активно изучать окружающий мир и задавать бесконечное количество вопросов: Зачем? Почему? Как? Где? Что?
И в первую очередь нужно успокоиться, набраться терпения и понять, что малыш растёт и изучает мир, ведь мир такой большой и интересный, а малышу хочется узнать всё, обо всём и сразу. И это действительно важный период, по другому его ещё называют: «Возраст почемучек», давайте разбираться что такого особенного в этом возрасте и почему его так называют.
Возрастные особенности детей 4–5 лет:
• В этом возрасте у ребенка активизируется и резко вырастает стремление к самостоятельности. Ему важно делать всё самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.
И важно родителям поощрять его в этом стремлении, обращать внимание на его успехи и стараться сгладить неудачи, давать возможность быть самостоятельным, стать первым маминым, папиным помощником. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире, важно показать, что у ребёнка есть не только права, но и обязанности, например, убирать игрушки и свои вещи, помогать маме в мытье посуды или уборки со стола и т. п.
Важно понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости заканчивать игру стоит предупреждать его заранее.
• Начинают очень активно формироваться этические нормы и представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Поэтому важно быть положительным примером для своего ребёнка в плане выполнения правил поведения, этикета, правил дорожного движения. Помните, вы для ребёнка пример для подражания! А так же, если вы дали ребёнку обещание, стараться его выполнять.
Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
Не перегружать совесть ребенка запретами. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
• В возрасте 4-5 лет очень бурно начинает развиваться фантазия и творческие способности у детей. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
В следствие чего в этом возрасте часто возникают различные страхи, как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. Поэтому важно в этом возрасте поддерживать малыша, научить перебарывать страхи, переживать, стараться соблюдать режим, стараться не переутомлять ребёнка перед сном, заниматься спокойными играми, очень полезно завести ритуал чтения книжки перед сном, практиковать частые объятия, чтобы показать, что вы рядом, что всё хорошо. Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
Часто именно в этом возрасте дети начинают заниматься «словотворчеством» придумывать новые слова, придумывать рифмы, сказки, персонажей, тем самым фантазируя изучают и познают родной язык.
• В этом возрасте у ребят появляются первые друзья, завязываются отношения со сверстниками, появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Игры со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Для родителей важно интересоваться жизнью ребёнка в группе, с кем он дружит, научить дружить, разрешать конфликты словами, учиться быть чутким по отношению к сверстникам.
• Возраст «почемучек» проявление активной любознательности, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Важно поддерживать малыша в его любознательности и стараться терпеливо отвечать на его вопросы. Причём часто задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят взрослых в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите: «Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе ответить», именно в эти моменты между родителем и ребёнком устанавливаются доверительные отношения, он будет понимать, что даже на неудобные вопросы вы сможете ему ответить, поддержать и дать совет.
К тому же, именно в этом возрасте происходит активное обогащение словаря ребёнка и расширение понимания мира за счёт общения с ближайшим окружением: то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. Следует отвечая на вопросы ребёнка вводить в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей, не только названия цветов (красный, синий и т. д., но и их оттенков, не только названий формы, величины предметов, но и материала, из которого эти предметы сделаны. Т. е. стараться отвечать ребёнку более детальнее, раскрывать суть более развёрнуто, но на понятном ребёнку языке, простыми словами, тем самым обогащать язык ребёнка новыми знаниями и словами.
А ещё важно быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.