Ходыкина Анастасия
Консультация для родителей «Давайте почитаем» для раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Давайте почитаем". Ранний возраст.
Приобщить малышей к чтению – это не значит накупить много книг и дать к ним доступ ребенку или давать ему аудиозаписи со сказками. Приобщение – это всегда общение малыша со взрослым по поводу книг, это наше наблюдение за тем, как воспринимает ту или иную книгу малыш, это ее обыгрывание с детьми. В слушании книг, которые читает мама, малыш учится усидчивости, умению слушать и слышать.
Как читать сказки малышам?
Публикация «Консультация для родителей „Давайте почитаем“ для раннего возраста» размещена в разделах
Самые маленькие дети в возрасте до трех лет учатся слушать и понимать сказки:
а) в сопровождении иллюстраций или игрушек (Вы показываете картинки или разыгрываете сюжет с помощью игрушек,
б) без наглядной основы (т. е. просто слушая текст в Вашем чтении или рассказывании).
Малыш раннего возраста может понять текст сказки без картинок и показа сценок (т. е. без наглядного сопровождения) только в том случае, если это хорошо знакомые ему произведения или очень близкий опыту ребенка простой знакомый ему сюжет.
Во время чтения сказок малышам привлекайте их к договариванию последних слов во фразе (договаривание последних слогов в знакомых строчках, договаривание слов персонажей). Например: Вы начинаете фразу, а малыш – заканчивает, например: «Я по коробу?» (малыш заканчивает). Этим Вы развиваете речь малыша, побуждаете его говорить, вслушиваться в слова произведения, готовите к пересказу сказок, к построению диалогов.
Пойте вместе с ребенком известные ему повторяющиеся песенки персонажей сказки.
Очень полезно петь и проговаривать слова сказки в разном темпе: быстрее и медленнее. Или с разной силой голоса: громко – тише – совсем тихо (например, слова медведя говорим громко, а такие же слова мышки – очень тихо, почти шепотом).
Учите говорить интонационно выразительно: радостно или грустно, удивленно или смело (Как спел Колобок свою песенку – испуганно или смело? Давай и мы так же споём – и вместе поем песенку, продолжая читать сказку).
Читают малышам примерно 10 минут, если ребенку интересно – то 15 минут. Читать нужно ежедневно (лучше в одно и то же время и в одном и том же месте). Сначала малыша привлечет необычная обстановка, яркие картинки в книжке, потом он начнет интересоваться ее содержанием. Если ребенку в раннем возрасте не читали или мало читали, то в три года он обычно с трудом прослушивает сказку, не отвлекаясь.
Можно читать перед сном. Но не стоит читать исключительно перед сном, иначе у ребенка сформируется привычка засыпать под книгу. Возьмите книгу на прогулку, в транспорт, в поликлинику, книгу в слух для всех может почитать старший брат или сестра, пока вы занимаетесь домашними делами. Но все-таки полезно иметь постоянное время для чтения с ребенком, чтобы общение с книгой вошло в привычку.
Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопясь.
Как чтение связано с развитием личности
Чтение художественной литературы является для ребенка не только развлечением, но и дверью в большой незнакомый мир, наполненный знаниями, мудростью и интересными открытия. Вот лишь несколько причин, по которым надо читать детям с самого раннего возраста:
- чтение способствует формированию образного образного мышления;
- чтение развивает фантазию и воображение, творческие способности;
- обогащает словарный запас и тренирует память, учит ребенка грамотно формулировать свои мысли;
- формирует бережное отношение к природе и животным;
- чтение знакомит с понятиями добра и зла, благородства и подлости. Книги помогают родителям решать задачи по воспитанию в детях способности сопереживать, делиться и помогать другим людям;
- чтение развивает познавательный интерес и расширяет кругозор.
Литературные произведения несут в себе мудрость, накопленную многими поколениями людей. Каждый положительный и отрицательный персонаж одинаково важен для формирования у ребенка способности анализировать поступки героев и делать выводы. Поэтому необходимо не только читать малышу, но и обсуждать вместе только что прослушанную им историю, внимательно рассматривать иллюстрации и обложку книги.
Как подобрать литературу для детей 2-3 лет
Задача родителей — привить любовь к чтению, помочь обогатить малышу словарный запас, расширить его кругозор. Очень большую роль играет правильный выбор книг: она должна соответствовать возрасту, быть хорошо изданной, и сама иллюстрация должна быть высокохудожественной, так как она на бессознательном уровне формирует вкус ребенка.
При выборе детской книги учитывайте основные правила:
Текст должен быть крупным на чистом фоне, не должен быть напечатан поверх иллюстрации. Бумага должна быть белой и плотной, чтобы текст контрастно выделялся на ее фоне и не просвечивал на обратной стороне листа.
Буквы должны быть черного цвета; в случае, если бумага не белого цвета, то цвет шрифта должен быть контрастным цвету бумаги.
Иллюстрации не должны вызывать у ребенка отрицательных эмоций и страх. Очень утомляют иллюстрации с обилием мелких цветных деталей.
Какие сказки читать детям 2 лет?
Русские народные:
· «Золотое яичко»,
· «Колобок» (в обработке К. Ушинского,
· «Теремок» (в обработке М. Булатова,
· «Как коза избушку построила»,
· «Козлятки и волк» (в обработке К. Ушинского,
· «Репка»,
· «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
· Три медведя (Л. Толстой)
Авторские сказки отечественных писателей:
Н. Абрамцева. Как у зайчонка зуб болел.
Т. Александрова. Зверик. Медвежонок Бурик.
В. Бианки. Лис и мышонок.
С. Козлов. Солнечный заяц и медвежонок.
Д. Мамин – Сибиряк. Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке»
Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
С. Маршак. Сказка о глупом мышонке. Теремок.
С. Михалков. Три поросёнка.
Н. Павлова. Земляничка.
В. Сутеев. Кто сказал «мяу». Цыпленок и утенок и другие.
К. Чуковский. Цыпленок. Топтыгин и Лиса. Котауси и Мауси. Федорино горе. Путаница.
Авторские сказки зарубежных писателей:
О. Альфаро. Козлик – герой (перевод с исп.)
В. Балл. Желтячок.
Д. Биссет. Га-га-га (перевод с англ.)
Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду (перевод с англ.)
Б. Поттер. Ухти – Тухти (перевод с англ. О. Образцовой) – с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками
Ч. Янчарский. В магазине игрушек. Друзья (из книги «Приключения Мишки Ушастика) (перевод с польского В. Приходько)
Какие сказки читать детям 3 лет?
Народные русские сказки:
Колобок (в обработке К. Ушинского)
Волк и козлята (в обработке Л. Толстого)
Кот, петух и лиса (в обработке М. Боголюбской)
Гуси – лебеди
Снегурочка и лиса
Бычок – черный бочок, белые копытца (в обработке М. Булатова)
Лиса и заяц (в обработке В. Даля)
У страха глаза велики (в обработке М. Серовой)
Теремок (обратите внимание – в обработке Е. Чарушина)
Рукавичка
Маша и медведь
Три медведя
Лиса – лапотница (в обработке В. Даля)
Привередница (в обработке В. Даля)
Лиса и тетерев («Тетерев сидел на дереве», в обработке Л. Толстого)
Маша и Даша (в пересказе Л. Елисеевой, из сборника сказок «Наливное яблочко»)
Народные сказки других стран:
Рукавичка (украинская, в обработке Е. Благининой)
Коза – дереза (украинская, в обработке Е. Благининой)
Храбрец – молодец (болгарская, перевод Л. Грибовой)
Два жадных медвежонка (венгерская, в обработке А. Краснова и В. Важдаева)
Пых (белорусская, обработка Н. Мялика)
Упрямые козы (узбекская, в обработке Ш. Сагдуллы)
Лесной мишка и проказница Мышка (латышская, обработка Ю. Ванага, перевод Л. Воронковой)
У солнышка в гостях (словацкая, перевод С. Могилевской и Л. Зориной)
Петух и лиса (шотландская, перевод М. Клягиной – Кондратьевой)
Свинья и коршун (народы Мозамбика, перевод Ю. Чубкова)
Лиса – нянька (финская, перевод Е. Сойни)
Авторские сказки:
Е. Бехлерова. Капустный лист (перевод с польского Г. Лукина)
Д. Биссет. Лягушка в зеркале (перевод с английского Н. Шерешевской)
Л. Милева. Быстроножка и Серая Одёжка (перевод с болгарского М. Маринова)
А. Милн. Три лисички (перевод с английского Н. Слепаковой)
Д. Мамин – Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост
С. Маршак. Сказка об умном мышонке. Тихая сказка
Б. Поттер. Ухти – Тухти (перевод с англ.)
С. Прокофьева. Маша и Ойка. Когда можно плакать. Сказка о невоспитанном мышонке (из книги «Машины сказки»)
В. Сутеев. Три котенка. Кто сказал «мяу» и другие сказки
Й. Чапек. Кукла Яринка (из книги: Приключения песика и кошечки (обратите внимание на перевод – нужен перевод с чешского Г. Лукина, без сокращений)
К. Чуковский. Краденое солнце, Мойдодыр. Айболит.
Г. Цыферов. Про цыпленка, солнце и медвежонка (цикл)
Существует множество мультфильмов по сюжетам сказок. Мультфильм по книге надо показывать после того, как вы уже много раз прочитали книгу, чтобы «живые образы» не помешали собственному воображению ребенка.