Любовь Николаенко
Консультация для родителей будущих первоклассников «Чтобы не было ошибок в школе»
▼ Скачать
Проблема нарушений письменной речи у
школьников — одна из самых актуальных,
поскольку письмо и чтение становятся
базой и средством дальнейшего обучения.
И. Н. Садовникова
Поступление в школу – важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Что принесёт? Будет ли школьная жизнь успешной, радостной для детей или омрачится неудачами, огорчениями. Во многом это зависит от того, как будет подготовлен ребёнок к школе, насколько будут сформированы у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников „Чтобы не было ошибок в школе“» размещена в разделах
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у школьников при овладении письменной речью. В чём же их причины?
Если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучать его звуковому анализу и синтезу, что возможно лишь при развитом фонематическом слухе (способности воспринимать и различать звуки речи).
Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, звуки в слове расположены в определённой последовательности
Известно, что и при обучению чтению, и при обучению письму главное условие успеха – необходимость чёткого различения звуков и умение проследить их последовательность в слове. Чтобы правильно написать слово, ученик должен чётко представить последовательность звуков в нём и обозначить эти звуки соответствующими буквами, т. е. разделить, «расщепить» слово на звуки – произвести анализ слова. Чтобы правильно прочитать слово, ребёнок должен слитно произнести все звуки в слове, соединить их – произвести их синтез.
Как же определить, сформирован ли у ребенка 5-7 лет фонематический слух? Для этого необходимо предложить ему следующие речевые игры и упражнения:
1. Игра «Хлопушка»
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [C] в словах: самолет, пушка, колесо, сок, мышка, носок, суп…
2. Игра «Повторялки»
- Повтори за мной: па-ба-па, да-та-да, ша-са-ша, жа-ша-жа, ра-ла-ра, за-жа-за…
3. Упражнение «Назови первый звук в слове»
- Аня, утка, молоток, санки, хобот, кот, дым, (взрослый произносит первый звук в слове более длительно, утрированно: А-А-Аня)
4. Упражнение «Назови последний звук в слове»
- Сын, дом, мак, коза, кошка, клетки…
5. Упражнение «Назови звуки по-порядку»
- Мак, сок, мир, луна, мука, бочка…
6. Упражнение «Определи количество звуков в слове»
- Мак, сок, мир, луна, мука, бочка…
Если ребёнок выполнит задание с многочисленными ошибками, то это указывает, что у ребёнка не сформирован фонематический слух.
Недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи служит причиной появления дисграфии - частичное специфическое
нарушение процесса письма (ошибки не связаны со знанием правил правописания) :
артикуляторно-акустическая дисграфия (нарушения артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия); акустическая дисграфия (нарушения фонемного распознавания - дифференциации звуков);
дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
и дислексии – частичное специфическое нарушение процесса чтения:
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (звукопроизношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих, звонких - глухих, твердых – мягких, [Р] – [Л] и т. д).
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать с ним работу по развитию фонематической стороны речи до школы, тем самым предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе.