Анна Егорова
Консультация для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое хорошо и что такое плохо“» размещена в разделах
Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка позволяет утвердиться в достигнутом, и в следующий раз быть более внимательным, общительным, вежливым. Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду конкретный поступок.
Когда дошкольник ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза. Для нас взрослых, обыденные вещи и события, предельно просты: если кто-то в квартире спит, значит нельзя шуметь, если на улице идет дождь нужно взять собой зонтик, во время еды нельзя разговаривать, и т. д.
Однако, если речь идет о ребенке, то даже самые простые, на наш взгляд вещи, могут быть им совершенно непонятны: взаимосвязь между некоторыми предметами, очевидная для нас, для ребенка пока невидна, ведь грань между плохим и хорошим очень часто бывает размыта.
Час назад малыш носился по квартире с мячом, и мама при этом приветливо улыбалась, а сейчас, когда он снова взялся за мяч после обеда – она очень злится и требует прекратить игру. Ребенок, в недоумении кладет мяч и берется за барабан – мама снова не довольна – почему? Ведь час назад игра в мяч поощрялась и была на ее взгляд отличным занятием?
Дело, в том, что запрещая ребенку шумную игру с мячом, мама не объяснила, что дело вовсе не в мяче, а в том, что маленькая сестричка легла спать, и в квартире должна быть тишина, чтобы та смогла поспать. Зачастую взрослые формулируют свои мысли нечетко, совершенно не объясняя ребенку суть.
Объяснять, почему что-то «плохо», а что-то «хорошо» нужно ясно, понятно и доступным ребенку языком. Плохо – «потому что плохо» или «потому что я так сказала» - это совершенно не аргумент. Дети очень любопытны и любят конкретику в словах и действиях. Поэтому, если сказать ребенку, что ходить по лужам в босоножках - это «плохо», а в резиновых сапогах – «хорошо», мы только подтолкнем его, он попробует зайти в лужу без сапог и узнать, почему это «плохо».
Не следует забывать и собственный пример. Не все понимают, что совершенно бесполезно рассказывать ребенку, что курить «плохо», если кто-то из родителей курит. Какими бы вы доводами и аргументами не пользовались, ребенок, скорее всего тоже будет курить, ведь вы для него – самый большой авторитет, и в душе он твердо уверен, что родители никогда бы не поступили «плохо».
Отличный способ объяснить ребенку разницу между «плохим» и «хорошим» - обыграть некоторые моменты в игре. Дети – учатся, играя, – это истина, с которой никто спорить не станет. Поменяйтесь с малышом ролями - пусть он будет вашим родителем, а вы ребенком. Придумайте ситуацию, в которой ему придется объяснить вам, что делать можно, а что нет. Таким образом, ребенок сам будет учиться смотреть на ситуацию с разных сторон, а также делать выводы и принимать решения. Обязательно спрашивайте, почему именно это «хорошо», а это «плохо», учите его выстраивать логические цепочки.
Но в целом следует помнить: только гуманный и оптимистический характер оценок помогает воспитать у детей доброжелательность, вежливость, симпатию друг к другу, к взрослым, бережное отношение к вещам, любовь к животным и многие другие ценные качества характера.