ХОЧИКЬЯН ВЕРА
Консультация для родителей «Что такое дислалия, методы ее устранения»
▼ Скачать + Заказать документы
Дислалия – это нарушение звукопроизношения речи.
Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.
В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:
• расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
• расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
• неправильный прикус – прогения или прогнатия;
• отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
• короткая подъязычная связка («уздечка»);
Темочки:
• слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
• неправильное строение челюстно-лицевых костей;
• недоразвитость нижней челюсти.
Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.
Причины функциональной дислалии :
• ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
• нарушение фонетического восприятия;
• ММД, задержка психического развития в анамнезе;
• задержка развития речи;
• неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.
Симптомы проявления нарушения
Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.
При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба, вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.
Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша, то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.
Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.
Диагностика нарушения речи
Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.
Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.
Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.
Методы коррекции дислалии
Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.
Базовые звуки для разных групп:
• С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
• Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
• К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.
Этапы постановки звуков:
1. подготовительный;
2. постановка;
3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.
Мнение эксперта
Буйнова Надежда Валерьевна
Детский логопед, опыт работы более 20 лет
Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден лишь через 2–3 месяца работы, этот срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий, домашней работы родителей, квалификации логопеда.
Подготовительный этап
На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.
Направления работы:
• отработка речевого дыхания;
• развитие фонематического слуха;
• отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
• работа над мелкой моторикой рук;
• отработка опорных звуков.
Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Постановка
На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.
Автоматизация
Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши, или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу, в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).
После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.
После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.
Дифференциация
На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.
Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.