Алла Мочалова
Консультация для родителей «Что делать если у ребенка заикание»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать о речи и ее расстройствах
Первый звук, который издает ребенок – это непроизвольный крик, которым он возвещает о своем появлении на свет. Но пройдет еще не мало времени, прежде чем ребенок начнет сознательно говорить. У новорожденных нет речи, а есть только предпосылки (слух, зрение, речевая мускулатура, инстинктивная подражательность и т. д., необходимые для формирования ее. Однако, чтобы сформировалась правильная, здоровая речь, нужны соответствующие условия. Важнейшим здесь является общение ребенка с окружающими его людьми.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать если у ребенка заикание“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Часто родители допускают ошибки в речевом воспитании ребенка, что может привести к речевым нарушениям в дальнейшем развитии.
Одна из распространенных ошибок – сюсюкание. Родителям кажется, что ребенок их так лучше поймет. Но на деле ребенок слышит искаженные слова и значительно хуже понимает слова. В таком случае нормально развивающийся ребенок будет искаженно произносить многие звуки и слова значительно дольше положенных сроков. Родители тормозят развитие речи своего ребенка. Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития.
Довольно часто родители в присутствии ребенка разговаривают о чем угодно и как угодно, считая, что он маленький и ни чего не понимает. На самом же деле даже тогда, когда ребенок поглощен игрой, он как губка впитывает все, о чем говорят взрослые, и в его памяти бессознательно фиксируются слова, выражения, тон, какими говорят родители. И как только ребенок подрастает и начинает говорить, родители замечают, что он может ругаться, кричать на них, задавать не детские вопросы. Поэтому с самых ранних месяцев жизни ребенка надо обращаться с ним как с мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью.
Многие дети из-за своей неторопливости и непосредственности разговариваю очень быстро, стремясь поскорее поделиться тем, что они узнали, увидели и услышали. При этом они захлебываются, недоговаривают окончания, «глотают» звуки и слоги, путают слова. И если при этом сами родители тоже говорят скороговоркой, у ребенка может закрепиться убыстренный темп речи. А ускоренная речь – это уже самостоятельное речевое расстройство, и является благоприятным фоном для возникновения заикания. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна окружить ребенка с самого рождения.
Подросший ребенок начинает задавать много вопросов обо всем что его окружает. Если родители будут отмахиваться от этих вопросов, то в какой-то мере задержат умственное развитие ребенка. Нужно внимательно и терпеливо выслушать ребенка и постараться в понятной форме ответить на них.
Выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей.
Что такое заикание
Заикание – это речевое расстройство, связанное с нарушением темпа речи. Распространенные причины возникновения заикания : испуг, длительная болезнь, косноязычие, задержка речевого развития, длительное психическое угнетение, эмоциональная перегрузка ребенка, речевая перегрузка, длительное общение с заикающимся.
Испугаться ребенок может чего угодно : неожиданный громкий звук, семейный скандал и т. д. заикание после испуга проявляется по-разному. Иногда запинки в речи возникают сразу. Бывают случаи, когда ребенок после испуга перестает говорить совсем. Такое состояние может длиться часами или несколько дней. Когда ребенок начинает говорить, появляется заикание.
Длительная болезнь сильно ослабляет организм ребенка. В таких случаях заикание может возникнуть сразу или постепенно.
Дети, страдающие искаженным произношением, осознают свой недостаток, начинают стесняться, бояться этих звуков и «спотыкаются» на них. В дальнейшем эти затруднения фиксируются и могут привести к заиканию.
При задержке речевого развития у ребенка отдельные слова могут появиться к трем, а то и к пяти годам. Несоответствие мыслительных способностей и речевых возможностей может привести к заиканию.
Психическое угнетение ребенка может быть результатом неправильного воспитания в семье или неблагоприятной обстановки дома, в детском саду. Частые семейные скандалы при ребенке, побои, запугивания, бесконечные одергивания, конфликты в детском коллективе – все это может вызвать заикание.
Очень часто родители перегружают своих детей впечатлениями: часто водят в кино, цирковые представления, разрешают ежедневно часами смотреть телевизор, играть на приставках, планшетах, телефонах. Ребенок, стремясь скорее поделиться своими избыточными впечатлениями, захлебывается, глотает звуки, недоговаривает слова, перескакивает с одной мысли на другую и легко сбивается. Появляются запинки. Если вовремя не принять нужных мер, запинки могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.
Способный, много и хорошо говорящий ребенок вызывает восхищение родителей и всех окружающих. Видя, что ребенок легко и быстро запоминает стихи, рассказы, сказки, родители много читают ребенку и заучивают с ним прочитанное. При каждом удобном случае родители демонстрируют выдающиеся способности ребенка. В результате получается несоответствие между еще не окрепшим речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Итогом может быть заикание.
Однако все перечисленное чаща или реже, в большей или меньшей степени может быть в жизни каждого ребенка, но не у каждого вызывает заикание. Значит, это не причины, а поводы, спровоцировавшие заикание. А причина – ослабленность нервной системы.
В практике довольно часто приходится сталкиваться с тем, что за логопедической помощью обращаются не сразу после возникновения заикания, спустя несколько лет, когда заикание стало уже закореневшим. Родители часто думают, что это с возрастом пройдет.
Что делать, если у ребенка началось заикание
Правильно организованный домашний режим – тот благоприятный фон, на котором лечение заикания даст наибольший эффект. Режим – это весь образ жизни ребенка : учебная деятельность, отдых, сон, питание, быт. Все должно способствовать тому, чтобы оздоровить и укрепить нервную систему ребенка.
При составлении режима дня надо обязательно учесть следующее:
1. Подъем и отход ко сну в одно и тоже время, также как и прием пищи. Питание также играет большую роль в оздоровлении.
2. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для хорошего самочувствия и правильного физического развития.
3. Чтобы сон был спокойным, нужно исключить перед сном просмотр телепередач, компьютерных игр, чтение сказок, которые возбуждают нервную систему. Последний прием пищи должен быть не менее чем за два часа до сна.
4. Большое значение для ребенка имеет дневной сон.
Детям, страдающим заиканием, рекомендуется заниматься спортом, но далеко не всеми их видами. Хорошо влияют на координацию движений и упорядочивание дыхания такие виды спорта как художественная гимнастика, плавание, лыжи, коньки. Но при занятии спортом лучше отказаться от соревнований, так как это связанно с эмоциональным возбуждением и вызывает напряжение нервной системы. Также необходимо ввести в режим дня ежедневную утреннюю гимнастику.
Залогом успеха в логопедических занятиях являются также хорошие, здоровые отношения между родителями и детьми и между самими родителями. Семейные отношения в значительной мере влияют на речь ребенка, ее улучшение или ухудшение.
Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя в семье ни ущербным, ни привилегированным. Следует относиться к заикающемуся ребенку как к здоровому, нормальному. Родители не должны показывать своего волнения. Слово «заикание» не должно произноситься в доме. Нельзя делать ребенку замечания, поправлять его, если он говорит с запинками.
Прежде чем направить ребенка на логопедические занятия, необходимо, наряду с организацией правильного домашнего режима и созданием спокойной обстановки в семье, подготовить ребенка к этим занятиям.