Наталья Иванова
Консультация для родителей «Чему учат сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧЕМУ УЧИТ И В ЧЕМ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК»?
1. Главный смысл сказки
2. Главные идеи, которым сказка учит детей
3. Вопросы, которые полезно обсудить с ребенком
4. Общий вывод по сказке
Публикация «Консультация для родителей „Чему учат сказки“» размещена в разделах
Родителям во время чтения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста важно вместе обсуждать прочитанное и учить ребенка замечать, чему учит та или иная сказка. Родителям необходимо задавать наводящие вопросы и учить ребенка обращать внимание на поступки сказочных героев. Ребенку полезно делать выводы, рассуждать о том, что хорошо, а что плохо. Отдельно стоит остановиться на том, чему учит сказка «Теремок», поскольку она является одной из самых известных
ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ
Теремок в данном произведении является олицетворением общего дома, в котором смогли найти уют многие лесные звери.
Сначала его обнаружила мышка и поселилась в нем.
Затем в домик попали многие другие лесные обитатели, начиная от лягушки и заканчивая волком. Каждый из последующих зверей был крупнее предыдущего.
В первой части смысл сказки «Теремок» кроется в дружбе и гостеприимстве. Все звери, которые приходили в теремок, находили в нем приют. Никто из животных, уже живших в нем, не возражал против новых жильцов. Все обитатели домика были вежливы и дружелюбны друг к другу. Отдельно стоит отметить мышку, которая не побоялась позвать к себе в дом нового жильца.
В сказке показано доверие друг к другу разных и противоположных, на первый взгляд, персонажей. Это говорит о возможности и в реальной жизни налаживать дружеские отношения даже с теми, кто первоначально кажется чужим и не вызывающим доверия.
Во второй части сказки появляется медведь. Он является олицетворением неуклюжести. Из-за своих размеров зверь не смог попасть внутрь домика и решил забраться на крышу. В итоге дом был разрушен. В этой части мораль в том, что нельзя быть эгоистом. Важно думать в первую очередь об общем благе. Медведь же самонадеянно рассчитывал тоже поселиться в теремке, но из-за своей неуклюжести разрушил его, оставив всех его обитателей без крова.
Вторая часть «Теремка» говорит о важности бережливого отношения к своему дому. Ее смысл кроется в необходимости уметь беречь уют и думать об общем, а не о своем личном благе. В конце животные совместными усилиями построили себе новый дом и стали жить вместе. Здесь делается вывод о необходимости уметь действовать сообща и не опускать руки в сложных ситуациях. Только совместными усилиями можно решить проблему и сделать все еще лучше, чем было до этого.
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ, КОТОРЫМ СКАЗКА УЧИТ ДЕТЕЙ
В «Теремке» провозглашается много идеалов, которым важно соответствовать в реальной жизни. Можно выделить следующие качества, которым детей учит сказка «Теремок» :
доброта;
взаимовыручка;
отзывчивость;
открытость;
бескорыстие;
умение дружить по-настоящему;
бережливость;
умение подстраиваться друг под друга для общего блага.
Сказка учит ценить свой дом, труд родителей по его обустройству. Она же развивает стремление делать свой дом еще лучше и комфортнее. Суть произведения в финальной его части кроется в важности преодоления любых трудностей через совместный труд. Оно учит не расстраиваться ни при каких обстоятельствах, а действовать и пытаться все изменить в лучшую сторону.
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПОЛЕЗНО ОБСУДИТЬ С РЕБЕНКОМ
По сказке «Теремок» помимо общих вопросов, касающихся ее содержания, можно задать подростку более содержательные вопросы. Они помогут развить у него воображение, позволят сделать нужные выводы и выработать у него положительные человеческие качества.
По данному произведению можно задать и обсудить со дошкольником после прочтения следующие вопросы:
-Каким ребенку видится теремок, в который попали герои сказки? Как бы он его описал?
-Откуда в лесу мог появиться такой домик? Кто его мог построить и для кого?
-Почему всем героям так хотелось попасть в теремок?
-Почему каждый новый обитатель теремка звал жить с собой других зверей?
-Что было бы с теремком дальше, если бы к нему не пришел медведь, не залез на него и не разрушил?
-Почему медведь не подумал о том, что он может разрушить дом, если залезет на него? О каких качествах говорит его стремление во что бы то ни стало поселиться в теремке?
-Почему все звери не разбежались после того, как их дом был разрушен медведем, а начали вместе строить новый?
-Как бы дальше могла продолжаться сказка? Какие бы новые события могли в ней произойти дальше?
-В чем бы могли поселиться герои, если бы они не стали заново строить теремок после его разрушения?
-Какими школьник видит героев сказки? Кто его любимый персонаж и почему? Кто ему не нравится и почему?
-Что бы сделал сам ребенок, если б нашел такой домик? Стал ли бы он в нем жить и позвал бы туда родителей, друзей?
Можно попросить ребенка выразить свое отношение к данному произведению. Будет важно, если он самостоятельно сделает выводы по сюжету и расскажет, что лично для себя он вынес после прочтения.
ОБЩИЙ ВЫВОД ПО СКАЗКЕ
Ценность «Теремка» для детей обусловлена народным характером данного произведения. В подобных сказках всегда закреплена мудрость и высокий смысл. Они помогают ребенку понять, что в мире хорошо, а что плохо. Русские сказки учат добру и развивают много положительных качеств у детей.
Конкретно «Теремок» позволяет сделать следующие важные выводы:
вместе и дружно жить всегда веселее, чем поодиночке;
вместе всегда проще справиться с неурядицами и проблемами, чем в одиночку;
найти общий язык и подружиться могут совершенно разные, на первый взгляд, персонажи;
важно всегда не отказывать в помощи другим, полезно быть отзывчивым и гостеприимным;
даже если жить в тесноте, то необязательно, что такая жизнь будет сложной и тяжелой, она может быть веселой и интересной.
Данное произведение учит бескорыстной дружбе и взаимопомощи, что видно на примере мышки и других зверей, которые никому не отказывали и сами звали гостей к себе в дом. В «Теремке» подчеркивается важность умения строить хорошие отношения с окружающими, доверять друг другу и не бросать в беде. Произведение учит совместному труду, бережливости и взаимному уважению.