Ольга Владимирова
Консультация для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Первый раз в первый класс!
Консультация для родителей будущих первоклассников.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так В. А. Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.
Что такое кризис?
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Кризис – это этап развития ребенка. Нравиться нам это или нет, развитие ребенка имеет свою собственную логику, она определяется многими факторами историко-культурного и социального характера. На эти факторы мы повлиять не можем.
Развитие ребенка происходит как чередовании относительно стабильных периодов и критических. В стабильных происходит накопление знаний, умений, опыта, средств взаимодействия, физиологические изменения, в критические осмысление накопленного, его анализ понимание (разное в зависимости от возраста, принятие или отказ. Кризис, таким образом имеет свою собственную функцию в развитие ребенка, он необходим, без него невозможно развитие.
В каком возрасте у ребенка происходит кризис?
Традиционно выделяют кризис одного, трех и семи лет. Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения – могу или нет, я или кто-то за меня, вместо меня, мной. Главный вопрос, на который ребенок отвечает себе в критический период «Кто я?»
Первый класс – тяжелое испытание для ребенка и его родителей. По разным причинам.
Сначала о родителях. То как ребенок приспособиться к школе, как сложатся его отношения с учителями и одноклассниками,- проверка семьи на успешность воспитания ребенка. Школа оценивает семью с первой минуты, особенно школа, в которую можно попасть, только пройдя собеседование, тесты и тому подобное. Часто работники школы и не скрывают того что они отбирают не только детей, но и родителей: вся семья сдает экзамен на «социальную успешность».
Понятно, что критерии отбора у разных школ - разные: иногда деньги и связи, иногда способность понравиться «отбиральщикам», создать ощущение своей беспроблемности, иногда умственное развитие ребенка. Счастлива та семья, которая не пройдя отбор, поддерживает и утешает друг друга, ни в коем случае не обвиняя ребенка. Хуже, когда обида и досада не удерживаются внутри, не переосмысляются, а выплескиваются наружу, топя семейный покой, уют и милосердие. Самый худший вариант – когда за все приходиться «отдуваться» ребенку.
Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
Период адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода).
Весь уклад жизни ребенка меняется.
Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления.
Существует 3 уровня адаптации (вы можете проверить, как проходит адаптация вашего ребенка):
1. Высокий уровень адаптации
2. Средний уровень адаптации
3. Низкий уровень адаптации
Было в детском саду
Обращаются по имени
Безоценочно отношение
Воспитатель одинаково внимателен всегда
Дневной сон и пр.
Стало в школе
Обращаются по фамилии
Оценочная система
Учитель на уроке внимателен больше, на перемене - меньше
Новые жесткие правила поведения: неподвижно сидеть, выполнять задание, играть только на перемене
Отсутствие дневного сна и пр.
В 6 ИЛИ 7 ЛЕТ ИДТИ В ШКОЛУ?
Обычный 6-ти летний ребенок существенно импульсивнее, ему безумно трудно управлять своими порывами. То в окно засмотрелся, да так, что учителя не слышит, то вздумал поиграть с игрушкой.
В 6 лет игра все еще ведущая деятельность
В 6 лет можно научить ребенка всему на свете, если «упаковать» учебный процесс в игру.
Дети в 6 лет считают что они лучше всех -это естественная завышенная самооценка.
Учитель упорно пытается пробудить в шестилетке стремление доказать, что он не хуже других. Ему это не удается. Учитель злиться, теряет объективность, приписывает самые разные гадкие черты шестилетнему ученику. Необъективность расцветает пышным цветом. А там и одноклассники почувствуют и подхватят плохое отношение к ребенку. Начало пути в изгои положено.
К семи годам ребенок учиться соответствовать целям, поставленным перед ним из вне
В 7 лет ведущая деятельность –учебная
В школе НЕ ИГРАЮТ!
К 7-ми годам ребенок начинает себя оценивать в сравнении с другими.
Начальная школа должна в первую очередь каждому ребенку следующее:
• Сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие
• Научить учиться, самостоятельно научиться добывать знания и умения
• Дать навыки общения и сотрудничества
Социально-психологическая готовность
Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).
• Развитие потребности в общении.
• Умение подчиняться правилам и нормам.
• Умение действовать совместно, согласовывать свои действия
Приятие человека таким, какой
он есть, с его привычками и
взглядами - высшая мудрость
семейной жизни.