Людмила Закарян
Консультация для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в школу – серьезная стрессовая ситуация как для самого ребенка, так и для всей его семьи – к этому необходимо готовиться заранее. Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь ребенка: он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний. Теперь окружающие предъявляют к нему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе». Переживая, что их ребенок может оказаться неготовым к обучению к школе, родители часто стараются увеличить объем знаний в старшем дошкольном возрасте. В результате знаний ребенок получает немного, зато приобретает психологическую перегрузку и стойкое отвращение к обучению в целом и к школе в частности.
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В понятие «готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных между собой аспекта: физиологический, социально - личностный и психологический.
Физиологический компонент.
Одна из самых важных предпосылок успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений руки. Уровень развития мелкой моторики зависит от того, как часто ребенку приходится тренировать свои пальчики, занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием и т. д. Если вы считаете. Что рука вашего ребенка недостаточно готова к овладению письмом в школе, используйте оставшееся до школы время для укрепления его руки, приобретения им необходимой умелости, точности мелких движении.
Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
• Пальчиковая гимнастика
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
• Занятия с пластилином
• Занятия с конструктором
• Игры с мозаикой: составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжета
• Вырезание ножницами
• Рисование различными инструментами и материалами
• Работа с бумагой: оригами, плетение, аппликация
• Графические упражнения: штриховка – обводка, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки, дорисовывание предметов
• Обведение по контуру, дорисовывание
Социально - личностный компонент.
Социально – личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым форм общения, новому отношению к окружающему и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные занятия в школе и дома.
По отношению к учебной деятельности и к учителю можно судить по восприятию ребенком различных ситуаций урока, умению воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, ведут себя на занятиях адекватно.
Готовя ребенка к школе, его следует учить:
• Правилам общения
• Умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми
• Умению управлять своим поведениям без агрессивности
• Умению быстро осваиваться в новой обстановке
Одним из наиболее важных моментов в плане социально – личностного развития является кризис 7 лет, который является закономерным в развитии детей. В период кризиса наблюдаются трудности в воспитании ребенка.
Выделяют семь признаков кризиса семи лет, в основе которых лежит потребность ребенка в социальном признании.
1. Негативизм – нежелание что – либо делать только потому, что это предложил взрослый.
2. Упрямство – настаивание на своем не потому, что этого сильно хочется, а потому, что он потребовал.
3. Строптивость – поведение ребенка направлено не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка взрослым.
4. Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.
5. Протест – бунт – поведение в форме протеста.
6. Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые прежде любил.
7. Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.
Как справиться с кризисом?
1. Нужно помнить о том, что кризис – это явление временное, их нужно пережить как любые детские болезни.
2. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому надо подумать над тем, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Измените свое отношение к ребенку, ведь он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнению, суждениям, постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое – то время отдохнуть друг от друга.
Почти все родители уверены, что главная цель в воспитании ребенка – показать, что он делает что – то не так. Путем нравоучений, назиданий, а иногда и наказаний родители пытаются добиться послушания ребенка, правильных поступков.
Но всегда ли эти воспитательные воздействия хороши?
Нравится ли нам взрослым, когда нас поучают и ругают?
Будьте внимательны к своим ощущениям, и вы поймете, что не испытываете положительных эмоций, а иногда вам хочется сделать наоборот либо отказаться от взаимодействия с этим человеком вообще. Практически такие же чувства испытывает ребенок, но он находится на этапе становления личности, формирования самооценки. Поэтому постоянная негативная оценка его поступков и его самого понимается как неизбежность и неисправимость ситуации. А родители продолжают сталкиваться все с новыми и новыми проблемами в воспитании.
Наиболее эффективным способом воспитательного воздействия все же является положительная оценка ребенка как личности.
Каждый взрослый должен усвоить ряд правил, которые необходимо соблюдать в общении с ребенком.
1. Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался», «Я знаю, что ты хотел сделать приятное», «Ты умный мальчик»).
2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» через призму доброжелательности и учет прежних заслуг ребенка («Но сегодня выполнить хорошо задание у тебя не получилось», «Но сейчас ты поступил не правильно, ты толкнул Иру»).
3. Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Послушай, что я просила сделать, а ты не доделала задание до конца», «Тебе показалось, что Ира толкнула тебя первая, но это она сделала не нарочно»).
4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («Ты сможешь выполнить это задание», «Я уверенна, что ты не будешь больше толкать девочек»).
А так же, уважаемые родители, никогда не упускайте случая сказать ребенку, что вы его любите.
Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а так же навыки коммуникационной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие качества личности, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения.
Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ, то есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно: «В школе – то как интересно!». Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции, может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобще успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской и тд.
Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: «Давай старайся, в школе будет еще труднее», «Это маленькое задание, в школе будут больше задавать». Иногда образ школы используют как устрашение: «Вот учительница тебе двоек наставит!», «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут». Такие родительские напутствия вряд ли научат детей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее, они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения.
Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему первокласснику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
Психологический компонент.
Желательно, чтобы ребенок, поступающий в школу, был не только зрелым в физиологическом и социальном плане, но и достиг определенного уровня умственного развития, поскольку учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности определенных понятий.
Интеллектуальная готовность к школе заключается в определенном запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, а так же развитии психических процессов – мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, воображения.
Готовя ребенка к школе, необходимо развивать интерес к познанию, воспитывать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.
(Используемая литература: О. В. Бережнова «Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассников. Издательство «Детство пресс», 2011.)