Татьяна Успенская
Консультация для родителей «Бизиборд своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Бизиборд своими руками"
Вот список самых распространенных элементов в бизиборде :
застежки: шнурки, липучки, молнии, пуговицы;
замочки: замки с ключом, дверные цепочки, шпингалеты;
счеты;
часы;
лабиринты;
магниты;
мозаика с геометрическими фигурами;
выключатели, кнопки, розетки;
световые и звуковые модули.
Публикация «Консультация для родителей „Бизиборд своими руками“» размещена в разделах
За бизиборд стоит поблагодарить известного итальянского педагога Марию Монтессори, которая обозначила влияние игр с бытовыми предметами на мелкую моторику. Нельзя сказать, что она была первооткрывателем, но именно ей удалось превратить это в систему, создать развивающую игрушку, которую сейчас используют родители во всем мире. Если бизиборд выполнен качественно и правильно, кроме моторики он помогает развивать:
концентрацию внимания, усидчивость и терпение;
память. Обеспечивает запоминание действий, что за чем идет;
логику;
воображение. Для этих целей производители дополнительно придумали доски для инсценировки сказок с фигурками сказочных персонажей. Ребенок может по-своему разыграть сюжет и придумать концовку.
понимание причинно-следственных связей (отодвинул шпингалет – открыл дверь, засунул штепсель в розетку – увидел светящуюся лампочку, нажал на кнопку – услышал звонок);
изучение фигур, букв, счета;
безопасное знакомство с предметами, с которыми можно столкнуться в быту. Например, в вашей квартире ванная комната закрывается на шпингалет. Дети любят прятаться, могут зайти туда и закрыться. Поэтому лучше знать, что ребенок откроет шпингалет изнутри, если нечаянно закроется.
При изготовлении бизиборда необходимо понимать, что он должен закладывать полезные навыки и, как говорилось выше, формировать понимание причинно-следственных связей. Просто привинтить шпингалет к доске или закрепить обычную розетку – этого будет мало. Ребенок должен понимать, для чего эти вещи нужны: замок – открывает/закрывает дверь, а в розетку суются не пальцы, а штепсель.
Именно поэтому рекомендуется такую игрушку покупать, а не делать самостоятельно. Как правило бизиборды, продающиеся в магазинах, учитывают все особенности детского развития и включают самые необходимые игровые элементы.
Подбираются бизиборды в зависимости от возраста и потребностей ребенка. Их можно разделить на несколько видов.
Классический бизиборд. Это обычная одинарная доска с развивающими элементами. Ее размеры могут варьировать от дорожных компактных вариантов до метровых в ширину (при этом высота не должна превышать 60 см).
Классический бизиборд-«книжка». Эта развивающая доска состоит уже из двух частей, которые крепко скреплены между собой и надежно фиксируются в «рабочем» состоянии. Конструкция напоминает мольберт. Развивающие элементы могут располагаться как на двух сторонах, так и на одной из них, а вторая сторона в таких моделях выступает в роли меловой доски.
Классический бизиборд разной формы. Такие доски обычно выполняются в виде животных, транспорта. Возможно, что веселые образы смогут увлечь ребенка, но в то же время они же отвлекают его внимание от основной функции доски – развитию моторики. К тому же ограниченность формы отображается на наполнении бизиборда, поэтому перед покупкой взвесьте все за и против.
Бизибоксы. Это кубы с пятью функциональными сторонами и, как следствие, с большим количеством развивающих модулей. Бизибокс благодаря своей форме может выступать в роли ящика для игрушек. Единственный минус – сложная транспортировка. Всего скорее куб нужно будет собирать самостоятельно, но есть вариант, что бизибокс пришлют цельным в неразобранном виде, что явно не удешевит доставку и почтой, и транспортными компаниями. В эту же категорию можно включить и бизиборды в виде домиков. Здесь скатная крыша образует не одну, а две функциональные поверхности (то есть всего будет 6).
Мягкий бизиборд. Они подходят для самых маленьких и обладают большим количеством элементов для тактильных ощущений (мешочки с наполнителями, разные виды ткани, липучками, шнурками, кармашками. Тканевая основа ограничивает в разнообразии «развивалок», но зато ее можно использовать с 6-ти месяцев, когда ребенок только учится сидеть. Ну и еще один плюс, многие мамы сами могут изготовить такие бизиборды или добавить свои элементы к уже готовой.
Уважаемые родители,младший возраст это период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром и поэтому очень важна Ваша помощь в организации предметно-развивающей среды не только дома но и в нашей группе!
Бизиборд – это игровая доска, которая не просто развивает мелкую моторику, но еще и позволяет с малого возраста ознакомиться с предметами быта, получить навыки самообслуживания.
Бизиборд (от англ. busy board, занимательная доска) – это деревянная доска с различными элементами для развития мелкой моторики и мышления ребенка.
А именно давайте сделаем бизиборд!
Уникальная разработка, придуманная известным педагогом и психологом Марией Монтессори. Однажды умной женщине, работающей с особенными детьми, пришла в голову идея разместить бытовые приспособления на специальном стенде. В СОВРЕМЕННОМ ВАРИАНТЕ это бизиборд, где сенсорные прикосновения и манипуляции – это один из главных способов изучения ребенком особенностей большинства предметов в доме, таких как розетки, выключатели, замки, щеколды, TV-пульты, телефоны. Например, это могут быть неработающая розетка с вилкой, выключатель, ручки от дверок шкафа или крючок на дверь, шнуровка, кнопка звонка и даже круговой циферблат от старого телефона, т. е. это может быть всё что угодно что можно трогать, двигать, изучать без какой-либо угрозы для жизни. Все это у малыша, вызывает исследовательский интерес. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.
Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).
Задачи возраста:
• учить различать четыре цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, пять геометрических фигур (круг, квадрат, прямо- угольник, треугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький);
• развивать действия по использованию сенсорных эталонов;
• формировать умение выделять в объектах цвет, форму, вели- чину;
• учить пользоваться приёмом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;
• формировать способность группировать однородные предметы по одному из трёх признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой же, используя опредмеченные слова-названия ( пред эталоны формы: «кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко»).
Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Для сотрудничества с родителями, воспитателю необходимо размещать в информационных уголках для родителей консультации, памятки, буклеты, папки - передвижки по сенсорному развитию, проводить индивидуальные беседы, родительские собрания, семинары.
Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе.