Лариса Анатольевна Писаревская
Консультация для родителей «Арт-терапия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Арт-терапия в детском саду"
Автор: Писаревская Лариса Анатольевна
педагог-психолог
ГКДОУ «Детский сад комбинированного вида N8 «Теремок»
Волновахского м. о.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастертерства в детской ладошке, тем умнее ребенок"
Сухомлинский В. А.
Темочки:
Цель: Знакомство родителей с арт-терапией и практическое освоение с ее видами, свойствами и возможностями.
Задачи: Привлечь внимание родителей к нестандартному подходу развития фантазии и творчества у детей. Сформировать у родителей представление о значении и важности арт-терапии в развитии ребенка.
Не секрет,что именно дошкольное детство- один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания.
Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт,и навыки, и знания ребенок получая в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Ведь психика ребенка очень ранима и требует бережного отношения,ведь малыш только начинает узнавать себя и этот мир вокруг. И на своё м пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье,в детском саду,в общении и самим собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: ведь убеждения и нравоучения не помогают,а сам ребенок не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия (лат. ars-искусство,греч. therapeia-лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких,но эффективных методов, используемых в работе психологами. Помимо всего прочего, арт-терапия - прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами -это лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным,добрым и гостеприимным.
Показания для проведения детской арт-терапии :
Упрямство;
Агрессия;
Страхи, заикание;
Частая смена настроения;
Задержки речевого и психического развития;
Трудности в общении со сверстниками и взрослыми;
Застенчивости и неуверенности в себе;
Гиперактивность;
В чем же заключается уникальное воздействие арт-терапии и какие ее особенности?
Создаёт положитежительный эмоциональный настрой;
Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности;
Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с общением.
Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;
Важным условием успешнной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает,словом выполняет все задания, которые даёт ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной, увлекательной деятельности, которая ему предлагается.
Обязательно нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идёт работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид,ведь ребенок чувствует к себе отношения и через материал,с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой,яркие и красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом. Главное получать удовольствие от самого процесса рисования,когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.
Какие условия подбора техники и приё мов создания изобразображений:
Рисуночные работы с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага,кисти,краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличавшийся от того,к чему он привык.
Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми :
Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые условия в ходе работы должны быть интересны,оригинальны,приятны ребенку.
Изобразительные техники и способы должны быть не только традиционными но и нетрадиционными. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Имеет значение получения ребенком необычного опыта. Ведь дети с удовольствием включаются в создании изображений необычным способом, например,с помощью сухих листьев или ниток.
Существует много различных техник арт-терапии в работе с дошкольниками, рассмотрим несколько техник:
«Марания»
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.
«Штриховка,каракули»
Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.
«Монотипия»
Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя на новое творчество.
«Рисунок на стекле"
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности). В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
«Рисованияе пальцами»
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
«Рисование сухими листьями и сыпучими материалами и продуктами»
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения.
«Рисование предметами окружающего пространства"
Можно рисовать мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и многими другими предметами. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
«Рисование пластилином"
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. (Нужно выбирать мягкий пластилин с которым легко работать)
«Рисование под музыку"
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами.
«Рисование на мокрой бумаге"
Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.