Татьяна Богомолова
Консультация для родителей «Аквариум в доме»
▼ Скачать + Заказать документы
Животные, как и растения приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые включают их в сферу своих повседневных забот, а дети активно общаются с ними. Животный мир чрезвычайно привлекателен для ребёнка. И это не случайно!В отличии от растений, животные обладают поведением. С одной стороны они похожи на людей:могут бегать, ходить лазить, плавать, едят почти как люди, глаза и уши позволяют им видеть и слышать, т. е. воспринимать окружающий мир и реагировать на него (затаиваться, кричать,убегать,падать и т. д.)Сходство, возможность провести аналогию облегчают ребёнку познание животных, способствуют раннему пониманию того, что животные -живые существа.
Публикация «Консультация для родителей „Аквариум в доме“» размещена в разделах
С другой стороны, они обладают яркой спецификой неповторимым своеобразием как во внешнем облике, так и в поведении. Например,многие из них имеют органы, которых нет у людей-хвост, рога, копыта, плавники, клюв, чешую, перья или волосы на теле. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землёй, впадать в спячку и т. д., то есть делать то,что несвойственно человеку.
Как же старшие члены семьи должны использовать ситуацию присутствия в доме животных в целях воспитания ребёнка дошкольного возраста?Животные разных классов сильно различаются между собой не только внешними особенностями,но и образом жизни,и поведением,и степенью привыкания к человеку. Понятно, что с рыбками можно делать одно,с птицами другое,с кошками и собаками-третье.
Своеобразие животных и определяет специфику педагогического поведения взрослых. Аквариум с рыбками,если он содержится по всем правилам -это интересное и красивое зрелище. Подготовка такого аквариума связана с целым рядом непростых дел,которые должен выполнить взрослый.
Дети старшего и среднего дошкольного возраста могут быть участниками в этом интересном деле:смотреть, что делает взрослый и помогать еу в меру своих возможностей. В воспитательном отношении одинаково ценно и наблюдение детей за делами взрослых,и их непосредственное практическое участие. Следует помнить,что стремление дошкольника действовать самому очень велико, поэтому долго наблюдать он не может. Взрослому надо находить способы как можно чаще включать ребёнка в дела.
Вместе можно купить аквариум. Взрослый его помоет,а ребёнок наполнит его водой,проверит не течёт ли он. Дети любят играть с водой,поэтому с удовольствием будут помогать укладывать грунт на дно аквариума,поставленного на постоянное место,залить его отстоянной водой,черпая её из ведра. Если взрослый покажет как,` то ребёнок может самостоятельно посадить несколько кустиков растений водных в аквариум. Конечно,взрослый больше и основательней всё сделает,а помощь малыша не так уж и велика. Но дело не в этом!У ребёнка формируется самосознание собственной важности-он участвует в настоящих взрослых делах!А заодно начинает понимать,что завести живое существо (даже рыб) не так уж и просто:требуются знания,умения и трудовые навыки и усилия. Только в этом случае будут созданы надлежащие условия, в которых не погибнуть питомцы.
И вот аквариум готов к заселению!Наступает самый приятный момент-приобретение долгожданных рыбок. Первоначально целесообразнее купить немного рыб одного вида. Лучше крупных и ярких-они надолго привлекут внимание ребёнка,активизируют его познавательную деятельность. С первых же дней важно организовать содержательное времяпровождение ребёнка возле аквариума. Этого можно достигнуть,если взрослый будет ставить перед ним конкретные цели,небольшие по объёму и доступные по содержанию,пониманию цели. При этом взрослый учит дошкольника всматриваться,замечать что происходит,правильно объяснять увиденное,учит быть терпеливым в ожидании результата. Такое наблюдение-это начало одновременного решения интеллектуальных и нравственных задач воспитания. Ребёнок учится не только смотреть,но и видеть,что происходит,как это можно понять и объяснить. А поняв увиденное,можно правильно определить и собственное поведение. Ставя перед ребёнком цель наблюдения,взрослый должен проследить чтобы она была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут неполными,поверхностными. В этом случае старшие члены семьи наблюдают вместе с малышом,помогают ему увидеть то,что он не заметил. Во всех случаях ребёнка надо выслушать,помочь ему правильно сказать и назвать его ответы на поставленные вопросы. Конечно,время от времени ему следует кое-что пояснять и рассказывать. Новый интерес и новое содержание наблюдений возникают у ребёнка,когда в аквариуме появляются незнакомые рыбы,улитки. Сравнение их внешности и поведения развивает наблюдательность ребёнка,углубляют его знания. Ставя перед ребёнком различные познавательные цели и задачи,взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными. Этого можно достигнуть,если время от времени практиковать рисование и лепку рыб,рыбок в аквариуме, пение песенок про рыб,водичку,также использовать полученные знания в других видах деятельности.