Татьяна Кульбякина
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада. Как помочь и подготовить?»
▼ Скачать
Сегодня не редкость, когда родители приводят в детский сад детей, не умеющих, элементарно, пользоваться ложкой. Хотя этот навык у ребенка должен быть сформирован к 1 году – 1 году 6 месяцам, помимо этого, часто дети не владеют элементарными навыками самообслуживания, не приучены к горшку. Правильно ли это? Конечно, нет. Поступление ребенка в детский сад само по себе является огромным стрессом для ребенка : его отрывают от семьи, он попадает в новые условия, где нужно подчиняться незнакомому взрослому, выполнять его требования, принимать правила группы, находить общий язык с детьми, делиться игрушками и т д. Но и для родителей этот период является стрессовым: плач малыша при расставании и встрече, его нежелание идти в детский сад, длительный период привыкания, когда ребенок прибывает в группе по 2-3 часа. Можно ли как-то ускорить этот процесс, сделать его менее "болезненным"?
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка к условиям детского сада, Как помочь и подготовить?“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Для того чтобы разобраться в этом вопросе необходимо понять что же такое адаптация, в чем она проявляется?
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. В данном случае - это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют 2 критерия успешной адаптации :
Внешний - он проявляется в адекватности поведения ребенка, способности легко и точно выполнять требования среды, установленные правила.
Внутренний –предполагает эмоциональную удовлетворенность.
Адаптация к условиям детского сада проходит в 3 этапа :
1. Острая фаза (период дезадаптации)
Сопровождается колебаниями настроения и самочувствия, что может приводить к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, ухудшению аппетита, торможению речевого развития. Плаксивость ребенка на данном этапе является нормой.
Длится в среднем 1 месяц.
2. подострая фаза (собственно адаптация)
Поведение ребенка приобретает адекватный характер. Может замедлиться темп развития, особенно психического, по сравнению с возрастной нормой. Период может длиться от 1 месяца до 3-5 месяцев.
3. фаза компенсации (период адаптированности)
Темп развития ускоряется, в результате чего дети к концу года соответствуют возрастной норме. Поведение становится более спокойным.
Срок адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Адаптационный период может сопровождаться негативными проявлениями:
Физиологические проявления: повышение температуры, повышенная капризность, временная остановка роста, снижение иммунитета, в связи с этим, повышение частоты заболевания простудными заболеваниями, нервозность, ухудшение сна, временная остановка речевого развития.
Поведенческие проявления: упрямство, драчливость, дерзость, неуважение к взрослым, лживость, хулиганство, как способ обращения внимание.
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Создавайте заблаговременно дома для ребенка режим дня, соответствующий режиму ДОУ (ранний подъем, прием разнообразной пищи, дневной сон, игры, прогулка и т. д.).
Создайте в семье спокойную обстановку и уют - это способствует стабильности эмоционального состояния ребенка.
Не совмещайте период адаптации ребенка к детскому саду с отлучением от груди, отучением от соски.
Подбирайте для малыша удобную одежду из натуральных тканей с хорошо заметными передом и спинкой, с минимальным количеством мелких пуговиц и кнопок, крючков, шнурков, а лучше - их отсутствием.
Учите ребенка самостоятельно принимать пищу (пользоваться ложкой, пить из бокала и т. д., ходить в туалет, а также выражать свои потребности с помощью слов и жестов.
Посещайте чаще с ребенком детские игровые площадки, чтобы он мог учится взаимодействию с детьми и взрослыми, не являющимися членами вашей семьи.
Найдите вашему ребенку друга (подругу, среди детей которые пойдут с вашим ребенком в один детский сад, группу – это поможет ребенку чувствовать себя уверенней в новой о обстановке, понимать, что он не один.
Говорите с ребенком о детском саде. Рассказывайте ему (ей) о том, что в детский сад ходят "взрослые дети", что он (она) уже подрос (ла) и как другие взрослые ребята пойдет в детский сад. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Расскажите своему малышу, еще до первого посещения дошкольного учреждения, о режиме дня в детском саду, о занятиях малышей, а также о том, кто такие воспитатели, что дома ребенок может полностью доверять родителям, а в детском саду - воспитателям. Это поможет малышу легче вступить в новую жизнь.
Расскажите вашему малышу о знакомом ребенке (друге, братике или сестренке, посещающем детский сад, покажите свои фотографии из детского сада и расскажите, как вам было весело в детском саду, во что вы играли, о своих друзьях, которых нашли в детском саду.
Поиграйте с ребенком в игрушки, проигрывая ситуацию посещения детского сада ( с дочкой в куклы: пока «дочка» в садике, мама может сходить на работу и в магазин, обязательно после работы забрав "дочку" домой; с мальчиками в машинки: отогнать маленькие машинки в гараж и пока они там, большие машинки могут перевезти грузы, съездить на мойку и т. д., а вечером их заберут домой).
Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Придумайте совместно с малышом ритуал прощания и встречи. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, не торопите события, пытаясь как можно скорее оставить малыша в группе на целый день. Будьте на связи с воспитателем, интересуйтесь состоянием малыша в период прибывания в детском саду. Время пребывания в ДОУ необходимо увеличивать постепенно. Воспитатель группы, наблюдая за ребенком, сможет вам подсказать, когда можно увеличить время пребывания ребенка в детском саду.
Каждый раз после возвращения из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых недавно было намного больше.
Желательно дома укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, договориться какую одежду он наденет утром, какую игрушку возьмет с собой, и о том, чем вы будете заниматься когда малыш вернется из детского сада.
В выходные дни стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ.
Предупреждайте малыша, что могут быть трудности из-за того, что в детском саду много детей, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним. Если вы обговорили с ребенком, что заберете его сразу после приема пищи перед тихим часом - выполняйте обещание, не обманывайте его надежд, так вы только подорвете его доверие к вам, что, обязательно, отразится на его желании снова приходить в детский сад.
Поддерживайте отношения с воспитателем, с другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш ребенок дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
Возможные недоразумения или конфликтные ситуации с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Для родителей также важно понять :
Нередко сами родители оказываются неготовыми к негативной реакции ребенка на детский сад, хотя, плаксивость - нормальное состояние малыша в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она пройдет сама собой. Поэтому не следует наказывать ребенка за слезы, нужно запастись терпением и помочь ему.
В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что дети могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности, негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются и это состояние передается им.
Пониженное внимание к ребенку, может породить тревожность у ребенка. Когда родители довольны работой ДОУ, некоторые мамы и папы облегченно вздыхают и уделяют меньше внимания малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком, показывая его значимость и давая уверенность в том, что его не бросят, поддержат и т. д.
Не стоит отдавать ребенка в детский сад только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Старший ребенок испытывает ревность по отношению к младшему ребенку, и ваше решение он может истолковать как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша или делайте акцент на том, что малыш подрастет и тоже пойдет в этот детский сад. Уделяйте старшему ребенку достаточно внимания, показывайте ему свою любовь, окружайте его заботой, чтобы он не чувствовал себя обделенным.