Травкина Галина Ивановна
Консультация для родителей «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей с ОВЗ
в детском саду»
Подготовила Травкина Г. И. воспитатель коррекционной группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167»
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей с ОВЗ в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ.
Адаптация - это приспособление организма к существующим условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам дея-тельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. д.
В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому саду, чем обычные дети. Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша. Воспитателям полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а ответственная позиция родителей ребенка, поможет своему малышу плавно "влиться" в новую атмосферу ДОУ. Со стороны родителей необходимо проводить очень большую подготовительную работу и активно участвовать в решении проблем адаптационного периода.
Профессиональный и жизненный опыт подсказывает, что вода благотворнейшим образом влияет на детский организм и в частности на его психику. Игры с водой давно вошли в практику детских садов. Но в период адаптации, когда дети предельно напряженны, они приобретают особую важность. И не надо бояться, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть, в конце концов, переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, баночки и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает. Для игр с водой можно организовать такой уголок прямо в квартире, ведь у вашего ребёнка должно быть своё место для игры. Вода как что - то живое, завораживает малышей, помогает увлечь и успокоить. Она принимает на себя целый поток отрицательной энергии, очищает и увлажняет воздух в комнате. Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Чем младше ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке, а если это ещё и ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Многое зависит от особенностей его нервной системы. Зачастую эти дети не владеют еще речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для того проявления эмоций нет. Ребенок капризничает, временно нарушается сон, пропадает аппетит, – все это проходит через две-три недели, а порой затягивается и месяцами, но каждый родитель совместно с педагогом стремится сократить сроки адаптации до минимума. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу и в группе, и в квартире, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено, где мог бы проявлять творческую активность.
Советы родителям :
- больше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;
- старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.).
- в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.
Рекомендации родителям детей с ОВЗ с тяжелой сте-пенью адаптации :
1. Приводите детей в детский сад кто-то один (мама, папа, бабушка). Так ребе-нок привыкнет расставаться.
2. Не обманывайте ребенка, забирайте ребенка во время, как и обещали.
3. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, напоминающие о доме.
4. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
5. Чаще обнимайте своего малыша, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
6. Чаще говорите ребенку о том, что вы его любите.
7. По возможности расширяйте круг общения ребенка, помогите преодолеть ему страх перед незнакомыми детьми: обращайте внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывайте положительное отношение к ним.
8. Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
9. Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий.
10. Не допускайте высказываний сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в детский сад, не обсуждайте свои опасения, а тем более работу воспитателей и ваши с ними взаимоотношения при ребенке.
11. Расскажите воспитателям своей группы об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
12. В первые дни посещения детского сада не опаздывайте, забирайте ребенка вовремя.
13. Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, которая поможет от-влечь ребенка от расставания с вами, а также обеспечит психологический ком-форт вашему малышу в группе.
14. Возможно, после неоднократного посещения детского сада вы вдруг заметите, что ребенок стал раздражительным, капризным и агрессивным – это нормальная реакция ребенка на привыкание к новым условиям. Здесь понадобится ваше терпение, понимание данной проблемы и забота о малыше со всей ответственностью, серьезностью и трудолюбием.
Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни. Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!