Ирина Кульбачная
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра и игрушка в жизни современного ребенка
Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют,
играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы, -
сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая
озабоченность понятна: ребенок, который полноценно не играет в
дошкольном возрасте, не сможет успешно учиться в школе. Если у ребенка
до семи лет игру заменили занятия по школьному типу, он кажется
несамостоятельным, неорганизованным, психологически незрелым на
пороге школьного обучения.
Что научить дошкольника играть, необходимо помнить!
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Игра - это отражение жизни. Жизнь изменилась, поэтому игра не
могла не измениться.
Вопрос. Что нужно современному ребенку, чтобы играть?
Существует мнение: много иметь игрушек - вредно, ребенок их не
ценит и с ними не играет.
Детская субкультура подсказывает другое. Смешариков много, они
живут общей жизнью. Как же Нюша будет без Кроша или Бараша? Лунтик
познает мир вместе с друзьями: Кузей, Милой, Пчеленком - это его
компания. На каждый Новый год ребенку дарится новая игрушка-символ
года, и часто не по одному экземпляру: полки заполняют бычки и коровки,
свинки, тигрята всевозможных размеров и материалов. А машины:
пожарная, грузовая, снегоуборочная выполняют, не только в жизни, но и в
игре, разные функции.
Важно не то, сколько игрушек имеет ребенок, а как они входят в
его жизнь и что с ними происходит потом.
Пример. Вот львенок. Как он появился у ребенка?
Сначала у трехлетнего ребенка появилось желание : «Купи львенка».
«Хорошо,- сказала мама, - давай копить деньги». Каждый день в
сделанный из бумаги кошелечек откладывается по монетке. Мама
поддерживает желание ребенка иметь игрушку. В течение пяти дней
ребенок о ней мечтает. На шестой день мама говорит, что денег, скорее
всего, хватит на покупку, можно идти в магазин. Предлагает сообщить
бабушке и папе, какая предстоит покупка, как ее долго ждали, описывает в
разговоре с малышом предполагаемый поход в магазин: мы придем в
магазин, а там львенок нас ждет, мы его купим, возьмем на ручки,
принесем домой, будем заботиться.
Наконец, поход в магазин состоялся. В одном из них львов не
оказалось. Идти во второй помешал дождь. Мама предлагает вернуться,
ребенок настаивает на продолжении похода, ждет под крышей магазина
окончания дождя. В следующем магазине львы обнаружены. Но сколько
их. Все они перед ребенком. Он выбирает себе друга, берет на ручки,
гладит, смотрит в глаза. Его никто не торопит…
Вот игрушка выбрана! Малыш «оплачивает» покупку (понятно, что
мама доплатит нехватку средств). Львенку придумывают имя. Дома с ним
знакомят родных. Еще и еще раз вспоминают, как его покупали. Взрослый
неоднократно обращает внимание на настроение львенка, его
состояние – устал, хочет есть, спать, играть, вступает от лица львенка в
диалог с малышом…
Такая игрушка станет для ребенка другом на долгие годы детства. С
ней он будет знакомить вновь появляющиеся игрушки, поверять свои
тайны, делиться огорчениями и радостями.
Вывод. Важно:
чтобы игрушка не случайно появилась в жизни ребенка,
чтобы ей было дано имя и определен ее характер в соответствии с
образом персонажа (мышка Мышева, зомячок Масик, львенок Лева,
чтобы каждая игрушка нашла себе место в сообществе других
игрушек, чтобы ребенок не просто с ними играл, а проживал
значимые события своей жизни: смотрел мультики, укладывал на сон,
брал на прогулку (потому что лева там никогда не был, а Мышева уже
ходила, пусть игрушки, ребенок и родители будут одной дружной
семьей.
Так мы не только вводим игрушку в жизнь ребенка, но и учим его
играть, фантазируя, создавать воображаемые ситуации, заботиться и
сопереживать. Мы сближаемся со своим малышом, начинаем лучше его
понимать, а он начинает лучше понимать нас как представителей
взрослого мира.
Подвижный ребенок: норма или проблема?
Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей
развития дошкольника) является базовым уровнем для психического
развития ребёнка. Это основа для полноценного обучения в школе и
формирования учебных навыков. Многие современные дети, поступающие
в первый класс, имея достаточный уровень знаний, стремление к
обучению, становятся плохо успевающими. Проблемы таких детей
сводятся к 4 основным группам:
дети не обладают развитой психомоторной координацией, поэтому у
них нарушено двигательное подражание;
дети не могут совершать точные, четкие прицельные движения
руками; дифференцировать движения правой и левой рукой;
детям трудно выполнять движения по инструкции;
дети не умеют снимать психомышечное напряжение, что помогло бы
им регулировать работоспособность, не замечают своего мышечного
утомления.
В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между
разными линиями развитие ребенка. Двигательное развитие ребенка в
последующем становится основой для его познавательного, социального и
эмоционального развития.
Психологи и педагоги особо подчеркивают тот факт, что факторы
риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство
детей 6-7 лет (около 90%).
Организм ребёнка представляет собой единое целое. Деятельность
одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью
других. Так, например, формирование свойств нервной системы - силы,
уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и
торможения) оказывает положительное влияние на развитие двигательной
сферы и, наоборот, развитие мышечной системы способствует
совершенствованию нервной деятельности.
Такой вывод показывает, что развитие психомоторики позволяет
скорректировать проблемы поведения дошкольников, которые связаны с
неврологическими нарушениями.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность
совершать движения телом большой амплитуды (грубая моторика).
Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды
(тонкая, или мелкая, моторика) происходит медленнее, т. к. в центральной
нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К
тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой,
нанизывание бусинок на нитку, ощипывание бумаги и пластилина и т. д.
Для ребёнка одинаково нежелательным является как слишком раннее,
так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное психическое
развитие ребёнка должно пройти в определё нном возрасте: «не раньше и не
позже». Дело в том, что энергия мозга точно распределена для того или
иного этапа онтогенеза, а для развития психических функций детей
природой заложены определённые сроки, которые невозможно изменить
волевым решением взрослого.
Двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года,
постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного
детства. Причем у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем
у мальчиков, поэтому 5-летний мальчик более подвижен, чем его 5-летняя
сверстница.
Оказывается, что, чем подвижнее и координирование ребенок, тем
больше оснований говорить о его нормальном психическом развитии. В
дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок. В
то время как подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много
хлопот, более полноценно развивается, если его двигательная активность
целенаправленна и осмыслена.
Мероприятия по психомоторному развитию дошкольника,
основанные на двигательных методах. Они включают в себя: растяжки,
дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой
группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием
тех отделов головного мозга, которые отвечают за работу памяти,
внимания, мышления, речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и
взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии
речевых проблем у ребенка особое внимание необходимо обратить на тре-
нировку его пальцев. Систематические упражнения по тренировке
движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи
являются мощным средством повышения работоспособности головного
мозга.
И. М. Сеченов, известный физиолог, справедливо утверждал, что «ум
ребенка находится на кончиках его пальцев». До тех пор, пока движения
пальцев не станут свободными и координированными, развитие речи и,
следовательно, мышления будет затруднено. Профессор М. М. Кольцова
путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в
коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений
рук. Для развития взаимодействия правого и левого полушарий мозга
используют перекрёстные упражнения.
При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется
большое количество нервных волокон, связывающих полушария
головного мозга, что способствует развитию связной речи, логики,
произвольного внимания и памяти, активного воображения.
Следовательно, уровень развития детей - дошкольников находится в
прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук.
Ещё одна из важнейших задач психомоторного развития ребёнка это
оптимизация мышечного тонуса. Любое отклонение от оптимального
тонуса показывает, что:
замедляется темп развития в психической и двигательной активности
ребёнка,
проявляется эмоциональное неблагополучие,
снижается работоспособность.
Одним из средств нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц
являются растяжки. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением
психической и двигательной активности, а гипертонус - с повышенной
возбудимостью, что, как правило, проявляется в двигательном
беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна. Это
придаёт психомоторному развитию своеобразную неравномерность и
может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и
гиперактивность.
Ещё одно средство психомоторного развития - это дыхательные
упражнения. Они повышают энергетическое обеспечение деятельности
мозга, позволяют преодолеть многие соматические нарушения,
успокаивают, снимают стрессы и т. д.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает само-
контроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно
эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный
контроль дыхания (регуляция дыхательных движений) позволяет снять
эмоциональное напряжение, уменьшает чувство тревоги, помогает общей
релаксации.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из
самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное
дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со
временем приводит к увеличению объема легких, улучшению
кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия,
психическому развитию.
Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого
полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации.
Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого
полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Дыхательные упражнения можно сочетать с разнообразными
вариантами упражнений для глаз и языка. Они развивают межполушарное
взаимодействие и повышают энергетику мозга.
Важным моментом психомоторного развития является
формирование моторики глаз. Она является неотъемлемым
компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего –
учебной. Для полноценного психического развития детей требуется
пространственно-поисковая активность органов зрения.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство
зрительного восприятия, обеспечивают полноценный зрительный анализ и
синтез. Упражнения в виде разнообразных движений глаз тренируют
мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение,
снимают умственное утомление, способствуют улучшению координации
движений глаз и головы.
Упражнения для лицевой группы мышц (артикуляционная
гимнастика) также способствуют психомоторному развитию ребёнка.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий
участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые
формируют речь. В процессе артикуляционных упражнений у ребёнка
вырабатывается чёткая координация движений артикуляционного
аппарата.