Светлана Логовская
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
СЛУЧАЙНО
ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННО?
Добиваясь беспрекословного послушания от детей, родители подчас забывают о возрастных особенно-стях их ребенка — о его жадном стремлении познать окружающее, желании проявить самостоятельность. Иногда взрослые склонны видеть злонамеренность и непослушание там, где их в действительности нет
Если до конца быть откровенными, то придется признаться, что часто мы наказываем своих детей зря, не разобравшись по-настоящему, каковы мотивы их проступка. Такое случается по разным причинам: потому что нам «некогда» вникать в мотивы поступка ребенка; потому что, не считаясь с возрастом ребенка, мы требуем от него большего, чем он может; а иногда и потому, что сгоряча слишком строго оцениваем его поступок.
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Для того чтобы понять мотивы детского поведения, надо хорошо понимать ребенка и знать его осо-бенности.
преобладает реакция возбуждения над тормозными процессами, отличаются шумливостью, подвижностью, непоседливостью. Такие дети причиняют взрослым много хлопот, Что мы имеем в виду, когда говорим о детских особенностях? Это возрастные и психологические особенности, индивидуальные особенности нервной системы и умственного развития ребенка.
Ребенок на все реагирует быстро, непосредственно и очень эмоционально. Чем меньше ребенок, тем большей импульсивностью отличаются его действия.
В своем поведении маленькие дети больше руко-водствуются чувствами, чем разумом. Различные чувства — страх, гнев, жалость — часто становятся движущей силой поступков ребенка. Чем меньше ребенок, тем больше он находится во власти чувств.
Дети двух-трех лет особенно импульсивны, воз-никшее желание у них тотчас выражается в действии: отбирает у своего соседа понравившуюся игрушку, толкает обидчика, заступается за товарища.
Кому не приходилось наблюдать, как быстро ме-няется настроение у маленьких детей: слезы сменяют смех, и наоборот.
Чем объясняется детская импульсивность?
У маленького ребенка нервная система еще не сформировалась, процессы возбуждения преобла-дают над процессами торможения. Вот почему все, что связано с «тормозами», не всегда удается ма-лышу. Этим же объясняется то, что у дошкольника слабо развита воля.
Малыш, например, не способен ждать, согласиться с отменой обещанного, нельзя его заставить подо-ждать есть, если он голоден, так как это требует волевого усилия. Все это, конечно, влияет на пове-дение детей.
Не следует запрещать маленькому ребенку того, что для него является естественной потребностью, так как это будет вызывать протест, выражающийся в непослушании, капризах. Например, невозможно требовать от малыша, чтобы он долго сидел не-подвижно, лишать общения с товарищами, лишать игры или внезапно прерывать игру.
Маленькие дети быстро утомляются. Родителям нужно это учитывать, так как нередко причиной от-клонений в детском поведении может явиться нервная перегрузка. Что может вызвать переутомление у дошкольника? Можно впасть в ошибку, если считать, что ребенок устает от тех же причин, что и взрослые. Одна из характерных особенностей, присущая именно ребенку,— быстрая утомляемость не от движений, а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности.
Иногда родители недоумевают : неужели малыш устал от того, что он долго сидел в вагоне метро, или на скамейке в сквере, или в детской коляске. Ведь он же сидел! Не мог же он устать от этого! Просто он капризничает. И родители возмущены.
Известно, что дети подолгу могут играть, бегать, быть занятыми своими детскими делами и при этом не проявлять никаких признаков усталости.
Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский, глубоко понимая детские особенности, писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утом-ляется не деятельностью, а ее однообразием и одно-сторонностью. Заставьте ребенка сидеть — он очень скоро устанет; лежать — то же самое; идти он долго но может, не может долго ни говорить, ни петь, mi читать и менее всего долго думать; но он резвится н движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день» .
Отсюда вывод, напрашивающийся сам собой: всякая муштровка, к которой прибегают «строгие» родители,— «сиди спокойно», «замолчи», «не шу-ми», «не бегай» —не дает результатов и даже, на-оборот, еще больше возбуждает ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители, которые, чтобы унять ребенка, заставляют его подолгу сидеть на стуле или стоять «в углу», у стенки, а то и укладывают его в постель. Такие методы укрощения рас-шумевшихся детей приводят к тому, что, утомившись от бездействия, они с удвоенной энергией начинают шалить. Взрослые думают, что ребенок делает «на-зло» им, а оказывается, что его организм нуждается и двигательной разрядке. Если лее он лишен такой возможности, то начинает кричать, плакать, упря-миться, капризничать.
Известно, что один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что сколько детей, столько и разных характеров, отдельных особенностей, присущих только одному ребенку и не повторяемых в другом. Это всегда надо учитывать взрослым в выборе мер воздействия.
Например, на одного благоприятно влияет заме-чание, сделанное твердым, может быть, даже резким тоном, а для другого такое воздействие окажется «непосильным», он расплачется. Такой ребенок лучше реагирует на замечание в мягком тоне. Третьему достаточно, что называется, вырази-тельного взгляда или порицающего покачивания головой.
Чем это объяснить? Прежде всего здесь играет роль привычка ребенка к определенным мерам воз-действия. Однако приходится считаться и с тем, что каждый человек наделен от природы определенными особенностями нервной системы. В зависимости от этого одни дети более возбудимы, подвижны, другие — уравновешены. Эти особенности играют немаловажную роль в жизни человека, придают своеобразие его личности. У детей-дошкольников наиболее отчетливо проявляются эти различия.
Что может произойти, если в подходе к ребенку не учитывать его особенностей?
При слишком суровом подходе к детям тихим, застенчивым, частых наказаниях их за случайные промахи, проступки развивается забитость, робость. Дети начинают испытывать страх не только перед суровыми родителями или воспитателями, но и перед сверстниками, боятся их насмешек, избегают участия в общих играх. Такая мнимая неловкость, чрезмерная робость будет и в дальнейшем мешать ребенку: он с трудом сходится с коллективом, пассивен на занятиях, стесняется проявить себя в любой деятельности, не умеет постоять за себя.