Юлия Буслаева
Консультация для родителей «Что такое «время» для ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Что такое «время» для ребёнка?»
В младшем возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени. Время нельзя «увидеть», «потрогать», «поиграть» с ним. И все-таки организм ребёнка его чувствует : в определённое время он хочет спать, в другое – завтракать, гулять. А вечерний каприз – это ни что иное, как сигнал-пора в постель. Наступает время обеда, ребёнок гуляет и вдруг начинает ныть: «Хочу пить», «Голова болит». На самом деле он просто уже хочет есть, желудок требует, а вот выразить словами не в состоянии. Правда, есть дети, которые говорят наоборот: «Не хочу спать!», «Не хочу есть!» - и это тоже реакция на время.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое „время“ для ребёнка?“» размещена в разделах
Подмечено, что даже трёхлетки умеют определять разницу между большими и малыми интервалами. Например, если малышу поручат какое-то дело, скажем, полить цветочек и спросить: «Когда гуляешь, это меньше или больше того, что ты сейчас делал?» - ребёнок ответит верно. О чём это говорит? Да о том, и время дети учатся определять исходя из того, что они успевают сделать за тот или иной промежуток. А для того, чтобы ориентировка во времени развивалась в правильном направлении, нужно, чтобы ребёнок знал, что собой представляет в мерах времени (минута, час) его действия. Ведь если он слышит просто слово «минута», «час», но не представляет себе, что за этот час, минуту можно сделать, то он будет думать, что за минуту можно нагуляться, а за час съесть конфету.
Поэтому, гуляя с ребёнком в течение часа, обозначьте время прогулки словом «час». Когда он одевается, тоже обратите внимание: «Ты сегодня оделся за 5 минут» или «Всего одну минуту будем закрывать дверь». Если до детского сада или до магазина идти 15-20 минут, скажите об этом ребёнку : «Нам идти 20 минут», а когда пройдёте половину, напомните о том, что вы уже 10 минут прошли. Обязательно обращайте внимание на разные временные промежутки, но так, чтобы в них укладывались действия, опыт ребёнка.
Выражение «жить сегодняшним днём» обычно используется в переносном смысле, а ребёнок-дошкольник буквально живёт этим «сегодняшним днём». Ведь свой отчёт времени он начинает с представлений о реальном сегодняшнем дне, его промежутках, ритмах, циклах: утром-встают, одеваются, умываются, завтракают; днём- гуляют, обедают; в полдень-играют, рисуют, гуляют; вечером – ужинают, смотрят «Спокойной ночи» и укладываются спать. Временная «точка отсчета» для ребёнка-сегодня.
Полезно показывать на циферблате: вот видишь, мы с тобой гуляли целый час, стрелочка подвинулась». Хотя, конечно, с часами в трёхлетнем возрасте ребёнка знакомить еще рано.