Березюк наталья
Консультация для родителей «Тренируем память у детей по методике Эйдетика»
▼ Скачать
«Тренируем память у детей по методике Эйдетика»
Что это такое?
Эйдетика – это специальная методика для развития памяти, воображения и мышления с помощью использования ярких образов. Она позволяет запоминать и быстро воспроизводить мельчайшие детали.
Публикация «Консультация для родителей „Тренируем память у детей по методике Эйдетика“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие памяти. Консультации
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Эйдетизм среди обывателей известен как фотографическая память. Большинство ученых сходятся во мнении, что она заложена природой в каждом ребенке и развита сама по себе. К сожалению, если не развивать эти навыки, то со временем они утрачиваются, поэтому крайне важно использовать инструменты эйдетики для дошкольников.
Чем же может помочь эйдетика? Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. На этом же принципе построен метод эйдетики : образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколенка. Только в первые пять лет он запоминает массу самых необходимых для жизни вещей, и при этом ни капельки себя не утруждает! А все потому, что малышу необычайно интересно все, что происходит вокруг. Играя, он подключает зрение, слух, обоняние, движение и все те же положительные эмоции. Этот «набор инструментов» для запоминания способствует правильному запоминанию надолго. Это похоже на езду на велосипеде: стоит запомнить самые важные движения, и они «всплывут», даже если не пользоваться двухколесным «конем» долгое время. Давайте представлять и запоминать!
В чем польза эйдетики?
Использование эйдетики позволяет развить память и внимание – это основное, что дает применение данной методики. Но это не единственное преимущество этого метода, который также оказывает следующие положительные действия:
• улучшение концентрации внимания;
• развитие образной памяти;
• развитие воображения у детей;
• регулярные занятия позволяют ребенку запоминать больше информации, чем при обычных способах, когда ребенку просто предлагается какая-то информация, которую нужно выучить;
• помогает запоминать труднопроизносимые термины, формулы и многозначные числа;
• это хорошая база для дальнейшего изучения иностранных языков;
• повышение работоспособности;
• развитие образного и ассоциативного мышления.
Эйдетика для детей стала все чаще использоваться в детских садах и школах. Это объясняется тем, что маленькие дети очень быстро теряют интерес к занятиям, их сложно организовать, чтобы они сидели и изучали что-то. А вот использование ярких наглядных образов делает занятия интересными для них, поэтому они лучше запоминают информацию.
Эйдетика на практике
Для достижения результатов нужно сосредоточиться над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативным мышлением. Порой правильный выбор образов для тех или иных предметов, или событий может завести в тупик даже взрослого. Это временные трудности. Практика показывает, чем больше образов начинает использоваться, тем активнее включается креативное мышление и идеи приходят из самых неожиданных источников.
Словарный запас
Запоминание новых слов — это постоянная игра с образами и их комбинация между собой. Порой чтобы запомнить одно новое слово нужно использовать несколько уже знакомых. Например, нужно запомнить слово ”Пароход”. В этом случае можно по комбинировать образы слов ”пар” и ”ход”. Наверняка многие детки уже видели этот белый дымок, когда на плите закипает чайник — это пар. Ход — ссылка к действию ходить. Вот и получается пар, который ходит — ”пароход”. Весьма необычная ассоциация, но именно так это и работает.
Для расширения словарного запаса можно использовать метод нового образа на основе имеющихся слов. Суть в том, что мы берем группу новых слов и комбинируем с уже известными словами, например придумываем небольшой шутливый рассказ. Такой рассказ может быть весьма абсурдным по смыслу, но не в этом главное. Важно, чтобы новые слова стали частью этого рассказа. Таким образом они смогут укрепиться в памяти.
Чтобы разнообразить процесс можно перейти от зрительных ассоциаций к динамическим. Это значит, что если нужно запомнить название предметов, то лучше ребенку дать поиграть с ними. Если таких предметов несколько, то родители рассказывают, как они называются и как их можно использовать.
Запоминаем стихи
Традиционный и проверенный метод заучивания стихов — это зубрежка. Ребенок раз за разом повторяет тексты, пытаясь, зафиксировать содержимое в памяти. Это стоит значительных усилий и нервов. Как можно сделать этот процесс более легким и эффективным? Ответ — визуализация произведения.
Сделать это можно с помощью карандашей и бумаги, красок и кисточек, пластилина и круп для аппликаций. Достаточно выбрать подходящий материал и последовательно воспроизвести содержание произведения. Т. е. можно нарисовать, слепить, вырезать происходящее, чтобы хорошо запомнить суть. Это будет интереснее обычной зубрежки, а также будет способствовать развитию некоторых других смежных навыков.
Озвучиваем картинку
В отличие от звуковой информации, которую нужно визуализировать, происходящее на картинке нужно озвучивать. Это не значит, что необходимо раскрывать замысел художника. Речь о том, чтобы ребенок обратил внимание на элементы изображения и сам решил как именно описать каждый из них и картинку в целом. Лучше всего предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.
Запоминаем движения
Иногда к празднику в детском саду нужно выучить танец или серию движений. Не у всех это получается одинаково хорошо. В этом случае можно придумать к каждому движению воображаемое действие. Наклон вперед — нужно поднять ручку с пола, хлопок в ладоши — убили комара, приседание — одеваем обувь и т. д. Если это все связать по цепочке, то запомнить весь танец станет намного легче.
Игры, которые помогают
Важное отличие методов эйдетики в том, что многие её техники проходят в игровой форме. Так малышам легче адаптироваться и с интересом усваивать новый материал. Кроме того, это позволяет и родителям подходить к учебному процессу в более спокойном состоянии и сохранять дружественную атмосферу.
С помощью игр малыш способен запоминать цифры, новые слова, картинки и последовательность движений в танце. Учится систематизировать информацию, описывать происходящее собственными словами, придумывать новые образы и тематически их объединять. В этом процессе можно использовать и другие методы, которые основаны на ощущениях: тактильные, вкусовые, двигательные и даже запахи.
Важно и то, что эти занятия не обязательно могут проводить только специалисты. На базовом уровне во все игры малыш может играть с родителями. От этого будет польза во всех отношениях: ребенок растет в дружелюбной семье, чувствует заботу родителей. А взрослым тоже будет полезно отвлечься от бытовых забот и погрузиться в атмосферу беззаботного детства.
Основные правила использования эйдетики
При использовании эйдетических методов важно придерживаться нескольких правил:
Каждое упражнение – это комплекс задач, которые выполняются с помощью игрушек, картинок, кубиков, тактильных карточек и других приспособлений.
• Ребенку даются задачи в разных формах: в виде схем, моделей, письменных или устных инструкций.
• Задачи должны даваться ребенку от простого к сложному, т. е. важна последовательность.
• Большинство упражнений не ограничивается предложенными образами, т. е. дети могут проявлять фантазию, высказывать свои ассоциации и т. д.
• Все упражнения должны проводиться в непринужденной обстановке, любое принуждение категорически запрещено.
Эйдетика строит работу с детьми на основании целого ряда ассоциаций: свободных, цветовых, тактильных, вкусовых, звуковых, графических, обонятельных, предметных, а также ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами. Приведем несколько примеров.
Свободные ассоциации
Педагог спрашивает: «У меня есть кошка. О чем вы подумали?». Далее дети говорят то, что возникает у них в голове при слове «кошка».
Пример:
«Я подумал про молоко, потому что кошки очень любят его».
Цветовые ассоциации
Детям показываются карточки с нарисованными пятнами разных цветов (но не цветные изображения явлений и предметов). Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы выбрать среди картинок разных предметов то, что у него ассоциируется с заданным цветом. К примеру, педагог показывает синий цвет и спрашивает: «Вот синий цвет. О чем вы подумали?».
Пример:
«Я подумал о море, потому что оно синего цвета».
Упражнения на другие виды ассоциаций проводятся примерно по такой же схеме, только используется разный инструментарий: тактильные картинки, аудиозаписи различных шумов и т. д. Основной вопрос, который задает воспитатель: «О чем вы подумали?».
Заключение
Эйдетика – это очень эффективная методика для развития памяти, внимания, абстрактного мышления и воображения. Игровая составляющая упражнений сохраняет интерес у детей, поэтому занятия проводятся очень продуктивно. Приемы эйдетики можно использовать и в зрелом возрасте, поэтому эта методика по-настоящему универсальна.
.