Беликова Татьяна Петровна
Консультация для родителей «Потешки для развития речи детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад №4 Калининского района г. Санкт-Петербург
«Потешки для развития речи детей младшего возраста»
Подготовила воспитатель :
Беликова Т. П
Публикация «Консультация для родителей „Потешки для развития речи детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Русский народный фольклор является богатейшим материалом для развития коммуникативных навыков,основой для игр. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют Потешки. Потешки развивают речь детей во всех её аспектах. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказываемый на звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, проявляют ей предпочтение. Эмоциональное обращение и восклицание,простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, невольно заставляют малыша прислушаться и повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Польза потешек для малышей Потешки положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка. Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей : Помогают тактильному и эмоциональному контакту малыша и взрослого. Взрослый, рассказывая или напевая потешку, чаще улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все хорошо. Видя улыбку ребёнок психологически настраивается на эмоциональное полноценное развитие. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.
Развивают речь. Фонематический слух развивается с помощью потешки. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся в различном темпе и с разной интонацией. Речь становится образной и эмоциональной при использование потешки. Развивают мелкую моторику. Стихи сопровождаются движением это позволяет совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Таким образом способствуя физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку мелкая моторика и речь тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки»,«Мальчик-пальчик», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков. Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект. Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу желудочно-кишечного тракта,активность головного мозга, и других внутренних органов. Развивают музыкальный слух. Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества. Развивают эмоции. Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок, что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду. Развивают чувство ритма. Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, ласковая интонация в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности. Воспитывают малыша, дают образец для подражания. Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме. Учат сопереживанию и доброте. С помощью потешек дети получают образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
Примеры потешек для малышей :
***
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
***
Тили-час, тили-час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне.
вот и кончился обед.
***
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разу мок!