Тамамян Оксана
Консультация для родителей «Играем — фонематический слух развиваем»
▼ Скачать +Заказ
Играем - фонематический слух развиваем
[/b]
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух-способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки. Развитый фонематический слух-важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха влияет на письменную речь, ребенок плохо справляется со звуковым анализом слова, часто вместо одной буквы пишет другую. Прежде чем ребенок научится дифференцировать (различать) звуки речи, он должен пройти ряд этапов развития фонематического восприятия: от различения неречевых шумов до различения голосов и интонирование речи.
Публикация «Консультация для родителей „Играем — фонематический слух развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться, при этом, не забывая, что занятия должны быть интересны для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной игровой импровизации.
"Шумящие коробочки"
Необходимо взять два комплекта небольших коробочек из, пластика, картона, металла и т. д. Наполнить различными сыпучими материалами (например: песок, крупу, скрепки, пуговицы, кнопки, соль, спички и т. д, при постукивании о которые можно услышать разные звуки. Взрослый трясет одну из своих коробочек, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
"Чудо - звуки"
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум дождя, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие похожи, чем отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Летом можно послушать, как стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, звенят комары. Осенью шумит дождь, шуршат листья. В городе постоянный шумовой фон: машины, голоса людей и др.
"Что как звучит"
Сделайте с ребенком «волшебную» палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом?» Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться.
"Где позвонили?"
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы встаете в стороне от него и тихо звените. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
"Ритмы"
Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например:
два удара – пауза – два удара,
один удар-пауза-два удара,
два удара-пауза-один удар,
два удара-пауза-три удара, и т. д.
Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
• ребенок повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
• воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.
"Громко – тихо"
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог, или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Варианты игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей (например: «Три медведя», договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
Предлагаем ребёнку сказать, например, ГАВ: громко (собака рядом и просит есть); тихо (собака за дверью); высоким голосом (маленький щенок); низким голосом (старый пёс). Аналогично меняем следующие звукоподражания: ИГОГО, МЯУ, МУ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п.
"Внимательные ушки"
Предложить ребёнку хлопнуть в ладоши (топнуть, поднять флажок,когда услышишь звук (а, о, у, и). Можно произносить звуки, закрыв губы листком. Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
"Слушай и показывай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (бык, бок, бак). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
"Путаница"
Взрослый читает слова, ребёнок поднимает зелёный флажок, если слово звучит правильно, красный, если неверно; либо ребёнок повторяет правильные слова. Можно проводить с опорой на картинки.
БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАНАМ.
ПАВУК, ПАУК, ПАУН, ПАЛУК.
АЛЬБОМ, АЙБОМ, АНЬБОМ, АВЬБОМ.
ВУТКА, УТКА, УКА, НУТКА. и т. п.
"Четвертый лишний" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-ба-па", «фа-ва-фа-фа". Ребенок должен послушать и сказать лишний слог. Далее можно усложнить. Из четырёх слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребёнок называет то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ
УТЁНОК-УТЁНОК-УТЁНОК-КОТЁНОК
МИНУТА-МОНЕТА-МИНУТА-МИНУТА и т. д.
"Слоги местами поменяем - имя узнаем"
Предложите ребенку поменять местами слоги, чтобы получились имена:
ЛЯ - КО (Коля, НЯ – ВА (Ваня, НА – ЛЕ (Лена, БА – ЛЮ (Люба, ТА – НА – ША (Наташа).
"Отгадай слово"
Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (. ампа, мы. о, .ук, ку. ак).
"Слог потерялся"
Взрослый произносит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребёнок добавляет первый слог и называет слово целиком.
Слоги:
-ШИНА, -ГОДА, -БУШКА, -КЕТА, -РЁЗА.
Другой вариант. Взрослый называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребёнок добавляет слог и называет слово целиком(«ПО---ГАЙ…- ПУ-! ПОПУГАЙ!».
ТЕ --- ФОН, СА --- ЛЁТ, МО --- ТОК, ПА --- ХОД, ПЫ --- СОС. и т. п.
"Стихи читаем – ошибки исправляем"
Предложите ребенку исправить ошибки в рифмовках. Например :
Распускается БАТОН. Нужна для забора ЛЕЙКА.
Поровней нарежь БУТОН. Нужна для полива РЕЙКА.
В норке серая ПЫШКА. Завяжу на блузке ФАНТИК.
В печке румяная МЫШКА. Заверну конфету в БАНТИК.
Надуваем синий ЖАР. Кожа дерева НОРА.
У больного сильный ШАР. Дом у лисоньки КОРА. И т. д.
"Передаем телеграмму"
Взрослый совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
"Песню запеваем – слоги ударяем"
Нужно вместе с ребенком петь хорошо знакомую песню и одновременно отстукивать ритм по слогам.
"Загадки – добавлялки или рифмовочки"
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай.
Что собрали — отгадай
Где весною было пусто,
летом выросла. (капуста)
Солнышко светило, чтоб
ярче зеленел. (укроп)
Собираем мы в лукошко
очень крупную. (картошку)
Эти упражнения в игровой форме могут быть использованы родителями в процессе домашних занятий с детьми. Они не требуют от родителей специальных знаний и особой подготовки, но при этом способствуют развитию у детей фонематического слуха.
Литература:
Е. В. Кириллова «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста»
С. Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей»
Т. А. Ткаченко «Фонематическое восприятие»
И. Д. Агеева «500 стишков для зарядки язычков»