Лучший педагог года

Консультация для родителей «Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Белова Ольга
Консультация для родителей «Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Тема: «Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Организация учебно-познавательной деятельности детей как проблема дошкольной педагогики

Публикация «Консультация для родителей „Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Изучение теоретических основ организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста потребовало обращения к понятиям «познавательная деятельность» и «учебная деятельность».

С целью более полного изучения сущности, содержания и структуры учебно-познавательной деятельности нами предпринята попытка выделения характеристик основных компонентов учебной, познавательной и учебно-познавательной деятельности в исследованиях разных авторов.

Поскольку организация учебно-познавательной деятельности детей является задачей воспитателя дошкольного образовательного учреждения, он в системе педагогического образования должен быть подготовлен к этому аспекту профессиональной деятельности. В связи с этим считаем необходимым проанализировать существующие подходы в определении данных понятий не только в научной, но и в учебной и методической литературе.

Учебная, познавательная, учебно-познавательная деятельность - это те виды деятельности, которые достаточно исследованы в педагогике в отношении школьников, учащихся, студентов. Исследований категории учебно-познавательная деятельность в области дошкольной педагогики крайне мало, в связи с чем, видим необходимость рассмотреть проблему в целом, а затем на основе сравнительного анализа определить изучаемую категорию относительно детей дошкольного возраста.

Данные понятия в отечественной науке часто рассматриваются, как тождественные, хотя попытки развести их неоднократно предпринимались. Ученые, опираясь на психологические теории деятельности, сравнивая сущность понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность», отмечали, что они имеют сходство и вместе с тем отличия друг от друга. Так М. И. Махмутов подчёркивал необходимость разделения понятий «учебная» и «познавательная» деятельность ученика, поскольку первая больше всего связана с внешними действиями (рассказ, чтение, переписывание и т. д.) и не всегда обуславливает вторую, отражающую анализ, синтез, обобщение и другие приёмы мышления; их единство лучше всего достигается при решении учебных проблем.

Ю. К. Бабанский, анализируя содержание понятий «учебная деятельность», «познавательная деятельность» указывал, что они имеют определённую общность, но вместе с тем, и специфические отличия. Он подчеркивал, что познавательная деятельность, прямая цель которой -овладение знаниями, умениями, навыками, является учебной деятельностью. В этом смысле понятие познавательной деятельности по отношению к учебной деятельности является более широким понятием, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия новых научных положений, фактов, закономерностей.

Вопрос о соотношении понятий «познавательная деятельность» и «учебная деятельность» рассматривал в своей работе Г. А. Атанов, который отмечал, что исходным для понимания здесь является анализ продуктов деятельности. В любых видах деятельности, кроме учебной, продукты деятельности отторгаются от её субъекта, они продаются, демонстрируются по телевизору, в картинных галереях, театрах, хранятся в музеях и библиотеках. Это относится и к познавательной (научно-познавательной, исследовательской деятельности, продукты которой публикуются в печати в виде отчётов, статей, монографий. При этом необходимо говорить о познании в объективном смысле, потому что исследователи познают новое вообще, новое для всех людей, для человечества. «В ходе обучения обучаемые тоже познают и, в принципе, их деятельность также познавательная, но, в отличие от исследователей, обучаемые познают уже известное другим, поскольку они перенимают опыт старшего поколения. Результаты этого познания ценны только для обучаемого. это его личное приобретение. Они не могут быть отторгнуты от него. По этой причине познание обучаемого субъективно. Этот специфический, сугубо субъективный вид познания или познавательной деятельности, и назван учебной деятельностью».

В психологическом словаре подчё ркивается: «В отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности».

Таким образом, из приведённых выше определений, мы видим, что, познавательная деятельность рассматривается как более широкое понятие, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия новых явлений, процессов, факторов, положений, закономерностей. Другими словами данная деятельность ориентирована на освоение новых знаний и способов действий, а ее результатом выступают изменения идеальных образов, предметов познания. Учебная деятельность обязательно включает в себя акты познания, однако её результатом является изменение самого субъекта деятельности.

На эту особенность познавательной и учебной деятельности указывают и современные ученые. Так, Т. Б. Кропочева отмечает, что «значимой и соответствующей современным представлениям является позиция (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., согласно которой следует отметить существенную разницу познавательной деятельности и учебной деятельности младших школьников, которая заключается в конечном продукте. Продуктом познавательной деятельности являются знания, при этом происходящие изменения в субъекте выступают как побочный результат, а в учебной деятельности прямым продуктом выступают изменения в самом субъекте, а не только знания и познавательные действия».

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника

Исследованиями психологов и педагогов доказано, что способность планировать учебные действия и произвольно их выполнять формируется в младшем школьном возрасте в процессе осуществления учебной деятельности.

Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, достаточно сложный, длительный процесс, а потому требующий постоянного внимания, как со стороны учителя, так и специальной работы по предупреждению возможного отставания и преодолению имеющихся трудностей.

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Обучение – представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание, и тех, кого обучают (учение).

Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение.

Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности

Анализ учебной деятельности, проведённый Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

учебную задачу,

учебные действия,

•контроль,

•оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет, учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет).

После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности :

–умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

–самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

–умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

–умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Мастерим открытку ко Дню Победы» День Победы – самый памятный и торжественный из всех праздников в нашей стране. День Победы связал и объединил каждого из нас, объединил.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 октября 2021 в 23:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Белова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД