Наталья Матвеева
Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС ДОговорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы требования по взаимодействию дошкольной организации и родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольное детство - исключительно важный период жизни, когда закладываются основы физического и психического здоровья человека, важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Для успешной позитивной социализации ребенку необходимо два основных фактора:
• семья (другие люди)
• общество сверстников (равных)
ДОУ является тем воспитательным полем, которое объединят эти два фактора, представляя собой, явление социальное, где ребенок развивается как личность в условиях активизации взаимосвязи ДОУ с другими факторами и прежде всего в сфере семьи, ее ближайшего окружения, вопросы обучения и воспитания ребенка переходят в область социально – педагогических отношений. Находясь в таких условиях, ребенок задолго до перехода в школу будет приобщаться к достижениям культуры, цивилизации, тем самым гармонично развиваться как личность. Кроме того основная задача ДОУ помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, став центром, организующим детскую жизнь. Ребенок, находясь в детском саду, одновременно с предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками приобретает определенные социальные знания, умения и навыки, которые дополняют стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечивают ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей и социальных ролей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей, они должны стать помощниками педагога, творчески развиваться вместе с детьми. Воспитателю необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка.
Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в результате грамотно организованного плодотворного взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ.
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка строится на принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
2. Системность и последовательность работы.
3. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны и воспитателям и родителям.
Наиболее интересной и продуктивной формой взаимодействия является организация совместных праздников и развлечений. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Упражнения танцевально-игровой гимнастикой создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Создать благоприятные условия для накопления и применения танцевально-игрового опыта детьми и родителями в разнообразной деятельности;
2. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и эмоционального комфорта;
3. Установить (определить) единые требования и цели педагога и семьи в воспитании детей;
4. Разработать систему мероприятий с семьей, целью которой является активизация и обогащение воспитательных умений родителей : поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Мероприятия могут быть разных видов: праздники, игры-путешествия, досуги, театрализованные развлечения, экскурсии, где родители являются полноценными участниками, вместе с детьми танцуют, играют, выполняют оздоровительные упражнения.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Развлечения построены на играх «родители-дети», потому что цель встречи: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Поэтому праздничные встречи проходят постоянно и стали яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты, развивается двигательная активность, как детей, так и родителей.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. В конце праздничных мероприятий всем родителям вручаются благодарственные письма, почётные грамоты, дипломы участников, медали победителей, сладкие подарки и небольшие сюрпризы, изготовленные руками детей. В результате получают удовольствие все: и дети, и воспитатели, и родители.
Можно сделать вывод, что комплексный подход к организации и проведению праздников позволил внести нечто новое в традиционную работу с родителями, обеспечив более тесный контакт «Воспитатель-ребенок-родитель». Это, несомненно, способствует укреплению взаимоотношений в семьях воспитанников, повышает их целостность и эмоциональное благополучие.