екатерина никифорова
Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста
сталкиваются с необходимостью развивать в себе многие полезные
навыки: контактировать с окружающим миром, понимать, что происходит вокруг него и адекватно реагировать на происходящие вокруг события.
Ребенок ежедневно попадает в окружение природы с ее многочисленными
сенсорными свойствами – запахами, звуками, различными цветами. И даже без помощи взрослых неосознанно ребенок может все это воспринимать.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Естественные механизмы мозга очень хорошо выполняют свою работу. Но без грамотного вмешательства взрослых в этот процесс познания окружающего мира, у детей формируется ограниченное, неполноценное и поверхностное представление о том, что их окружает. А ведь именно от этого зависит то, сможет ли при взрослении человек принимать правильные решения, гармонично взаимодействуя с людьми, вещами и природой.
Отсюда возникает одно из приоритетных направлений в развитии ребёнка - дошкольника – это сенсорное воспитание. Это направление подразумевает
целенаправленное развитие и усовершенствование различных сенсорных
механизмов, свойственных человеческой природе: внутренние представления об окружающем пространстве, ощущения человека и восприятия.
Воспитание сенсорной культуры ребенка начинается с усвоения общепринятых сенсорных эталонов.
Что сюда включается?
форма;
величина;
вкус;
запах;
цвет;
время;
пространственные представления;
осязание.
Важно не только запомнить эти термины, но и безошибочно давать сенсорную оценку окружающей действительности, предметам и явлениям в любой момент Гуляя с ребёнком, можно, например, сравнивать листики: этот листик большой, а этот маленький. Это дерево высокое, а это низкое. Этот камушек гладкий, а этот шершавый. Этот цветочек пахнет так, а травка по – другому. Эта крыша имеет
треугольную форму, а окно квадратную. Прошел дождик и земля стала какой? – мокрой… и так далее.
Для того чтобы усвоить все перечисленные выше эталоны, ребенку нужно правильно использовать органы сенсорной чувствительности, то есть органы восприятия: сюда включаются органы зрения, слуха, вкуса, запаха и механизмы осязания в теле человека.
В задачи сенсорного развития ребенка входит обучение его в полной мере использовать возможности своего тела для формирования полной и детальной картины об окружающем пространстве, используя при этом все органы чувств одновременно.
На основе полученного сенсорного развития, формируются остальные
психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, речь. Поэтому, процесс восприятия считается фундаментом для дальнейшего психического развития ребёнка. Если к трёхлетнему возрасту ребёнок не получил полноценного сенсорного развития, значит у этого малыша начнутся проблемы в дальнейшем
психическом развитии.
Дидактические игры как средство развития процесса восприятия
Игра – это основной способ познания ребенком окружающей среды. Игра не только позволяет познавать этот мир, но и развивает навыки, отвечающие за адекватное взаимодействие с ним.
Дидактическая игра обладает двумя полезными функциями. Во-первых, она помогает ребенку самостоятельно и с удовольствием впитывать всю новую информацию. Во-вторых, с помощью игры взрослый имеет возможность напрямую влиять на этот процесс. То есть, получается, что ребенок воспринимает новые сведения самостоятельно, но руководит этим процессом взрослый. Причем делает это ненавязчиво и очень эффективно.
Грамотное и СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ использование дидактических игр запускает интенсивный управляемый процесс совершенствования сенсорных восприятий у детей. Это очень мощный инструмент, который способен буквально творить чудеса в сознании детей.
Очень важно, чтобы в процессе игры ребё нок испытывал определенные сильные эмоции: удивление, ощущение поиска и восторг открытия.