Лариса Смагина
Консультация для родителей «Использование малых фольклорных форм на занятиях по речевому развитию младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование малых фольклорных форм на занятиях по речевому развитию младших дошкольников».
Не секрет, что на сегодняшний день у многих детей дошкольного возраста бедный словарный запас, не сформирована грамматическая система, не развита связная речь, поэтому, необходимо не нарушая естественного хода развития, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества.
Публикация «Консультация для родителей „Использование малых фольклорных форм на занятиях по речевому развитию младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Что же такое устное народное творчество?
Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающих сущность их жизни.
Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По- другому устное народное творчество называют фольклором. Существуют многочисленные формы и виды фольклора. Среди них выделяют малые фольклорные формы.
Малые фольклорные формы - это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано. Все мы в детстве любили отгадывать загадки, мамы пели нам колыбельные песни, все мы знаем русские пословицы и поговорки. Все это — малые жанры фольклора. Исследователи также относят к ним пестушки, частушки, потешки, прибаутки, заклички и др.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В дошкольном возрасте закладываются основы речевой деятельности ребенка, и необходимо использовать богатейшие возможности малого фольклора для их развития. Именно фольклорные произведения, будь то потешки, колыбельные песенки, заклички и др. характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов — это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше мы начнем знакомить малыша с фольклором, чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. И именно, народные песенки, колыбельные, потешки, при систематическом их рассказывании, у ребенка развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развития.
Свою работу я строю на следующих принципах:
- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- интеграции образовательных областей;
- активного включения детей;
- личностного подхода;
- максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.
Малые формы фольклора в работе с детьми использовались мной в интегрированной форме, как в ООД, так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты).
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка, водичка умой моё личико….
Знаем, знаем да-да-да
Где ты прячешься вода!
Выходи водица! Мы пришли умыться!
От водички, от водицы всё улыбками искрится
От водички, от водицы веселей цветы и птицы!
Катя умывается, солнцу улыбается!
При расчесывании:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд…
Во время приё ма пищи:
Умница, Варенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Это ложка Это чашка
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала. Кашки гречневой не стало.
При подготовке детей ко сну:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят - поспят, всему миру спят – велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошеки;
Этот- с правой ножки,
Этот- с левой ножки,
Вот так хорошо!
Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций (Ю. Васнецова, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. Объясняю детям значение новых слов, услышанных в потешке. Предлагая детям потешку, добиваюсь того, чтобы дети не только хорошо читали её, но и умели обыграть, т. е. двигаться и говорить, например, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки, т. е. в зависимости от того, о ком говорится в потешке. Большое значение для развития словаря и активизации речи имеет пальчиковая гимнастика с использованием потешек. Например:
«Сорока- ворона», «Пальчик- мальчик, где ты был?», «Идет коза рогатая», «Где же наши ручки?», «Семья» и др.
Использую потешки, поговорки, заклички во время прогулки, обращаю внимание детей на время года и состояние погоды, чтобы прогулки проходили более эмоционально и интересно для детей.
Так, само слово «закличка» побуждает детей говорить громко — закликать. Например: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!». Разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Напротив, Колыбельные песни отличаются мелодичностью, напевностью, медленным темпом. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». Колыбельные песни использую в сюжетно – ролевых играх.
Загадка – одна из малых форм фольклора, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки необходимо включать в ООД, а также использовать их на прогулке, когда дети, например, наблюдают за птицами, деревьями или сезонными явлениями, можно предложить им соответствующую загадку, например: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег) Провожу игры – инсценировки, например: «Курочка – Рябушечка на реку пошла»; «Живые картинки» - при чтении потешки «Сорока - Белобока» предлагаю детям встать друг за другом, раздаю им кашу, а самому последнему – нет! И читаю: «А ты постой, вот тебе горшок пустой!» т. е. сопровождаю потешки действием. Использую дидактические игры, например, «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества); «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». Провожу словесные игры по мотивам народного творчества: например «про сороку» (читаю потешку, а дети отображают её содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей.
Таким образом, считаю, что с помощью малых форм фольклора можно и нужно решать задачи по развитию речи наряду с другими методами и приёмами речевого развития детей младшего возраста.