Мария Сергеева
Консультация для родителей «Влияние использования социо-игровых технологий на социально-личностное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние использования социо-игровых технологий
в образовательном процессе на социально-личностное
развитие детей дошкольного возраста»
«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным-
первоначальная задача обучения»
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для родителей „Влияние использования социо-игровых технологий на социально-личностное развитие детей“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка, приобщения его к социальному миру остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности.
Компетентностей, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста, три:
• технологическая компетентность,
• информационная компетентность,
• социально-коммуникативная компетентность.
Определение социально-коммуникативной компетентности включает в себя два понятия – социальная компетентность и коммуникативная компетентность.
Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать возможности других.
Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений :
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
-Умение спокойно отстаивать своё мнение.
-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать)
-Умение уважительно относиться к окружающим людям.
-Умение принимать и оказывать помощь.
-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.
Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая педагогика.
Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.
Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.
Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной
деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей.
Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоциональноволевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественноэстетическому, социальному, физическому развитию.
Примеры игр:
1) «Найти друга» - используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.
2) «Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену
«стучат» слова на заданную тему (каждый, например, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга.
3) «Испорченный телефон» - как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
4) «Пишу по воздуху» - выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.
5) «Выбор водящего» - варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
6) «Угадай-ка» - ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной
компетентности дошкольников
Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы
ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
-Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
-Будьте терпеливы.
-Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
-Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
-Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
-Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный
разговор» (комментируйте его действия).
-Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре
называйте как можно больше предметов.
-Давайте простые и понятные объяснения.
-Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
-Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были
новые впечатления.
-Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу.
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!
Литература:
1. Букатов В. М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга
воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными сториями. – СПб. : 2. 2. Образовательные проекты, М. : НИИ школьных технологий, 2008.
2. Букатов В. М., Шулешко Е. Е., Ершова А. П. Возвращение к таланту. –
Красноярск, 2010. – 78 с.