Елена Пономарева
Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Игры и игровые упражнения с мячом
в работе по развитию речи детей дошкольного возраста».
С незапамятных времен мяч был известен многим народам как священный предмет. По мнению индейцев Северной Америки, мяч изображал солнце, а действия с ним представляли собой магические ритуалы. Как к магическому предмету относились к мячу и в Японии. Его вытачивали из дерева, украшали разноцветными нитями, сплетая их в красивые узоры. Древние греки также наделяли мяч волшебной силой. Они шили мячи из кожи, набивали их мхом и перьями.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Консультации для родителей
- Мяч, мячик
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Одними из первых мяч в ином качестве стали использовать жители Римской империи. Там, кроме кожаных мячей, наполненных зернами плодов инжира, появились первые стеклянные шары для одиночных игр. Позднее в других странах для изготовления мячей использовались разные материалы: шкуры животных, тростник, ветошь, дерево и др.
В Европу резиновый мяч попал из Центральной Америки. Его привезли в Испанию матросы Христофора Колумба. В России мячи известны давно. К примеру, в XIII в. дети играли кожаными мячами разного размера. В XIX в. в деревнях играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми, свернутыми из тряпок.
Для миллионов людей мяч был и остается одной из первых и любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его помощью малыш осваивает мир отношений, учится взаимодействовать с другими людьми. С годами меняются материалы, из которых изготавливается мяч, совершенствуется дизайн, но неизменными остаются те его волшебные свойства, которые помогают играть, тренировать, веселить, говорить, дружить!
Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи.
Ранний возраст.
Игра «Спой, как я».
Задачи: Развивать длительный выдох; учить энергично отталкивать мяч двумя руками в прямом направлении (к взрослому, из положения сидя, ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед.
Описание: взрослый катит мяч ребенку и длительно произносит гласный звук (А, О, У, Э, И, Ы). Ребенок повторяет действия взрослого.
Игра «Назови ласково».
Задачи: Содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.
Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т. д.
Игра «Кто как кричит?».
Задачи: Развивать слуховое внимание и закреплять произношение звукоподражаний; учить детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его.
Описание: взрослый бросает мяч ребенку и предлагает угадать, кто зовет малыша. Вариант: взрослый, бросая мяч малышу, спрашивает о том, как кричит петух, собака, кошка и т. д.
Игра «Найди мячику домик».
Задачи: Учить детей различать и называть основные цвета; учить прокатывать мяч, соблюдая направления и постепенно увеличивая расстояние между ребенком и воротами.
Описание: взрослый показывает ребенку три «домика№, построенных из LEGO-конструктора, предлагает найти мячику домик и прокатить мяч к нему.
Игра «Четвертый лишний».
Задачи: Закреплять представления ребенка о форме (или величине) и учить ребенка отталкивать мяч пальцами рук.
Описание: взрослый показывает детям четыре мяча (три больших, один маленький) и предлагает найти «лишний» предмет. После того, как ребенок объясняет свой выбор, взрослый предлагает ему скатить «лишний» предмет по наклонной поверхности. Вариант: взрослый предлагает детям три кубика и один мяч.
Младший дошкольный возраст.
Игра «Чуткое ухо».
Задачи: Развивать фонематический слух; учить бросать мяч невысоко вверх и ловить.
Описание: взрослый предлагает подбросить мяч вверх, если дети услышат заданный звук среди других звуков или в словах.
Игра «Знатоки».
Задачи: Расширять словарный запас детей; учить бросать вверх или отбивать мяч о землю и ловить его, несколько раз без остановки двумя руками, а затем одной.
Описание: Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мячом. Например: Я знаю пять (семь) овощей: капуста - раз, … и т. д.
Игра «Один-много».
Задачи: Закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять умение передавать мяч из рук в руки, не прижимая его к груди (мяч необходимо захватывать ладонью с разведенными пальцами).
Описание: взрослый передает мяч одному из детей и предлагает продолжить фразу: "У меня один карандаш, а у тебя много (чего) - карандашей. Ребенок принимает мяч, передает его взрослому и отвечает на вопрос.
Игра «Слово заблудилось».
Задачи: Учить детей подбирать рифму к слову; закреплять умение детей уверенно и точно бросать мяч друг другу и ловить его (при ловле мяча следует вытягивать руки вперед).
Описание: взрослый предлагает найти «пропавшее слово» и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и отбрасывает мяч взрослому.
Игра «Загадки».
Задачи: Формировать навык образования сложных слов; закреплять умение отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.
Описание: дети сидят полукругом на коврике. Взрослый предлагает отгадать слово, которое состоит из двух других слов. Тому, кто догадался и поднял руку, взрослый катит мяч, ребенок возвращает мяч взрослому и отвечает. Например: сам и летать = самолет; сам и варить = самовар; листья и падать = листопад; овощи и резать = овощерезка и т. д.
Старший дошкольный возраст.
Игра «Строим мост».
Задачи: Развивать фонематическое восприятие и учить детей определять место звука в слове; закреплять умение катить мяч, работая всей кистью руки, развивать глазомер.
Описание: дети играют в парах, для выполнения условий игры используется гимнастическая палка и небольшой мяч красного, синего или зеленого цвета (зависит от звука, с которым дети «дружат» на занятии). Взрослый называет слово, спрашивает, есть ли в слове заданный звук, и предлагает определить место звука в слове (начало, середина, конец).
Игра «Скажи наоборот».
Задачи: Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы); учить бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив.
Описание: взрослый бросает ребенку мяч с отскоком, называет слово и предлагает назвать слово, противоположное по смыслу: холодный - горячий, веселый - грустный, большой - маленький и т. д.
Игра «Светофор».
Задачи: Развивать фонематическое восприятие и формировать навыки звукового анализа; закреплять умение бросать и ловить мяч левой и правой рукой.
Описание: взрослый предлагает ребенку определить, какой из согласных звуков (твердый или мягкий) «живет» в слове. Если в слове «живет» твердый согласный звук, то ребенок подбрасывает вверх мячик синего цвета. Если в слове «живет» его мягкая пара, то ребенок подбрасывает мячик зеленого цвета.
Игра «Угадай, кто (что) это?».
Задачи: Учить подбирать качественные прилагательные к существительному и закреплять умение свободно бросать и ловить мяч, не прижимая его к груди, учить детей правильно рассчитывать и выполнять движения к мячу: шаг вперед или назад, в сторону, присесть или подпрыгнуть.
Описание: один из детей (ведущий) называет качественные прилагательные к предмету и бросает мяч другому ребенку, который должен определить, какой это предмет. Если ответ правильный, то ответивший становится ведущим. Например: маленький, круглый, живой, пушистый, желтый и т. д. (цыпленок).
Аналогичные игры можно проводить для закрепления навыка образования относительных и притяжательных прилагательных.
Игра «Кто больше знает слов?».
Задачи: Закреплять навыки звукового анализа; учить попадать в горизонтальную цель правой (левой) рукой с расстояния до 3-х метров.
Описание: взрослый предлагает детям подобрать слова с заданным звуком. Ребенок называет слово, берет мяч и бросает его в корзину. Знатоком считается тот, кто больше забросил мячей в корзину.
Игра «Назови одним словом».
Задачи: Закреплять обобщающие понятия и закреплять умение бросать мяч вверх с поворотом кругом.
Описание: взрослый называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: «Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?» Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому или другому ребенку с поворотом кругом.
Игра «Доскажи словечко».
Задачи: Формировать навыки слогового анализа слова и автоматизировать силу удара мячом.
Описание: Взрослый, бросая ребенку мяч с отскоком, произносит первый слог в слове и предлагает назвать вторую половину. Ребенок возвращает мяч тем же способом и произносит недостающую часть слова.
Игра «Что делает?».
Задачи: Расширять глагольный словарь и закреплять умение точно перебрасывать мяч друг другу.
Описание: ведущий называет слово, дети подбирают к нему слова-действия, перебрасывая мяч друг другу через одного. Например: что делает кошка? Мяукает, спит, ловит, ласкается, ест, сидит и т. д.
Игра «Строим башню».
Задачи: Формировать навыки лексико-синтаксического анализа и закреплять умение отбивать мяч о землю одной рукой (правой или левой)
Описание: ведущий предлагает «положить столько кирпичей» (столько отстучать по мячу, сколько слов «дружат» в предложении.
Список литературы:
1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М. :Издат-школа, СПб. : Библиополис, 1996г.
2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь» Издат. «Каро» С. -Петербург, 2003г.