Марина Сергеева
Консультация для помощников воспитателя «Детская жестокость»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида
воспитателей на тему :
«Детская жестокость»
Составила педагог-психолог
Сергеева М. В.
г. Ейск, 2023
Темочки:
Как мы взрослые относимся к детской жестокости? Обычно мы пугаемся, требуем наказания. Жестокость взрослого зачастую мы воспринимаем закономерным следствием агрессивной среды, но когда проявляют жестокость дети, мы относимся к этому как к противоестественному.
Давайте попробуем разобраться, что такое злость?
На самом деле злость – это эмоция, помогающая человеку для выживания в современном мире. Агрессия дает нам защитить то, что для нас ценно. Мы злимся, когда происходит не так, как мы хотим. Злость помогает человеку заявлять о себе, добиваться желаемого, отстаивать свои права и намерения.
Запретить ребенку злиться – это лишить его всех этих возможностей, а значит вырастить его неприспособленным к той среде, в которой он живет. Ребенок, не умеющий отстаивать свою точку зрения, вырастает неуверенным, равнодушным он не может защитить себя или близких, им будет трудно отстаивать там свои права и взгляды.
Задача взрослых научить детей справляться со злостью, правильно реагировать в сложных ситуациях. Важно чтобы взрослые, участвующие в воспитании детей понимали, что если на ребенка злятся взрослые: воспитатели, другие дети, родители, то эта энергия нуждается в выходе, и затем начинает разрушать ребенка изнутри в виде психосоматических заболеваний.
Важно учитывать, что злость, которую ребенок вынужден подавлять в себе может переродиться в жестокость – неуправляемый аффект, в котором ребенок уже не может контролировать себя или осознавать последствий. Часто жестокость ребенка – это отражение того, как относятся к нему окружающие взрослые. Не понимание потребностей ребенка, неумение понять что он чувствует, агрессивное общение, унижения. В результате ребенок поступает также, перестает чувствовать боль того, кому он причиняет зло, готов унизить, подавить, подчинить.
Вы спросите откуда берется жестокость?
По своей природе только что родившийся младенец совершенно не агрессивен. Со временем у ребенка расширяются потребности, интересы, это связано с развитием.
Детские потребности начинают конкурировать со взрослыми потребностями в виде запретов. На запрет у детей возникает естественная реакция – злость, так как все происходит совсем не так, как он хотел.
Одни родители пытаются подавить детскую злость, вытравить в ребенке всякую способность к непокорности, другие позволяют своему ребенку все, разрешая любые формы самовыражения. И те и другие родители неправы. Детская злость всегда имеет причину, и прежде чем пресекать любые проявления агрессии ребенка, неплохо бы понимать, что же произошло.
Когда дети ведут себя агрессивно?
1. Ответ на полученную обиду или унижение.
2. Нарушение их личностных границ (сверстник отбирает у них важные для них вещи, разрушает ценные для них постройки, наносит физическую или душевную боль.
3. Усталость, болезнь, испуг.
4. Недостаток внимания.
5. Агрессивность родителей.
6. Отсутствие защищенности.
7. Не удовлетворение потребностей ребенка взрослыми;
8. Психотравмы.
Если вы заметили, что ребенок разозлился, стоит выяснить, что послужило причиной, можно поддержать его в том, чтобы выплеснуть злость, разрядиться. В случае, если ребенку пришлось встретиться с какой-то психологически травмирующей ситуацией, то для того, чтобы у него не сформировался посттравматический синдром, стоит рекомендовать родителям обратиться за помощью к психологу.
Детям также неплохо уделять больше внимания взрослого. Не стоит их критиковать и навешивать на них «ярлыки», это повышает детскую агрессивность.
Взрослый должен поддерживать следующие формы проявления детской злости, например, рисунки, в которых изображена агрессия, игры с разрушением собственноручно построенных объектов, бросание игрушек, выражение протеста в виде «нет», битье подушек.
Но есть формы проявления злости, которые взрослый должен останавливать:
оскорбления и унижения сверстников, физическое насилие, выраженное по отношению к детям, животным растениям.
Если вы столкнулись с жестокостью ребенка, вам стоит остановить его, по возможности не осуждая, а пытаясь предварительно выяснить причину возникновения такого поведения.
Важно понимать, что наказание за проступок может вызвать еще большее ожесточение. Важно помочь ребенку обнаружить в других людях хорошие качества, это в значительно большей степени поможет малышу найти способ не жестокого обращения с миром.