наталья григоршак
Консультация для педагогов «Застенчивый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление застенчивости средствами изобразительного творчества.
Застенчивый ребенок, с одной стороны,
доброжелательно относится к другим людям,
стремится к общению с ними, а с другой –
не решается проявлять свои коммуникативные
потребности, что нарушает согласованность
во взаимодействии.
Публикация «Консультация для педагогов „Застенчивый дошкольник“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В отечественной и зарубежной психологии вопросам личностного развития ребенка всегда уделялось и поныне уделяется большое внимание. А личность как известно формируется в том числе и в общении. Ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром. Он строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них что то новое, подражает им, общается с ними. От умения найти контакт с взрослым и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности и или, напротив, некомфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире.
Застенчивость же является одной из самых сложных и самых распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно, накладывает отпечаток на развитие личности. По мнению многих исследователей (Ф. Зимбардр, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина, занимающихся изучением феномена застенчивости, застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно познакомится, нелегко выразить свое мнение, они испытывают отрицательные эмоции в ходе общения, излишне сдержанны, не умеют показать себя, плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно сосредоточенны на себе.
Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлективности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. В общении с близкими людьми, при котором отношении взрослых понятно ребенку, личностный фактор уходит в тень, а в общении с «чужим» четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются «в уходе в себя», а иногда в «маске равнодушия». Мучительные переживания своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не позволяет ему проявить свои способности.
Отношения с другими людьми наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того как сложатся отношения в группе д/с, во многом зависит и последующий путь его личностного и социального развития, а значит его дальнейшая судьба. Поэтому возникает необходимость поиска таких методов и приемов руководства развитием ребенка, которые позволят преодолеть застенчивость.
Отечественными психологами и педагогами (Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Е. А. Флерина,Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.) признано: изобразительное творчество является одной из самых эффективных форм освоения окружающей действительности, в процессе которого дети изображают предметы и явления, отражают свои впечатления об увиденном, выражают свое отношение к изображаемому.
Результаты практической работы показали, что повышение их уверенности в себе происходит более эффективно, если изобразительное творчество организуется на основе совместной и коллективной деятельности и включает условно три этапа:
• Совместная работа с родителями и педагогом;
• Совместная работа с педагогом и сверстниками;
• Совместная работа со сверстниками;
На первом этапе к работе привлекаются родители застенчивых родителей. Они вместе с детьми собирают необходимый материал (фотографии, иллюстрации, художественные материалы и др.) все подвергается художественной обработке с педагогом в совместной деятельности. На этом этапе решаются следующие задачи: установление контакта с педагогом, упрочение положительных отношений между родителями и застенчивыми детьми, повышения образа Я застенчивых детей в оценке родителей и педагога. На этом этапе могут быть организованны следующие занятия: «Веселые картинки»; «Рамки для фотографий»; «Подарок для мамы»; «Закладки».
Когда застенчивые дети приобретут опыт общения с педагогом можно переходить ко второму этапу. Здесь выдвигаются следующие задачи: формирование умения установить контакт с педагогом по поводу деятельности со сверстниками в процессе деятельности и в получении положительного результата. На данном этапе целесообразно проведение занятий: «Почтовая открытка»; «А, что в конверте»; «Эти разные марки»;
«Праздничное меню».
Положительные результаты, полученные в ходе реализации первых двух этапов, позволяют перейти к заключительной стадии – третьему этапу. На этом этапе используется как совместно-индивидуальная форма организации изобразительного творчества, так и совместно- коллективная. при совместно- индивидуальной форме каждый ребенок выполняет на отдельном листе часть общей работы, после чего создается общее панно, застенчивым детям первыми предлагается разместить свои работы в общей композиции. Например занятие «Веселый хоровод». В совместно- коллективной форме дети работают на одном большом листе. Например, занятие «Сказочное царство».
Дети любят коллективные занятия, совместную деятельность по созданию общей работы в процессе коллективного творчества создаются благоприятные условия для общения друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и кА это лучше сделать.
Таким образом, если обеспечить застенчивым детям успех в изобразительном творчестве, дать им возможность равноправного общения и справедливой оценки, это может стать средством повышения уверенности в себе, нормализации отношений с другими людьми, преобладания коллективных потребностей над личностными, что в итоге поможет преодолеть застенчивость.
А. Ярыгина
Ж. Д/в №10 2006г.